Сахалинский "король прямого эфира" отметил 50 лет в журналистике

Аветис Ашотович Агриев отдал телевидению ровно полвека. На далеких островах он получил неофициальный титул "Король прямого эфира".

Пешком от войны

Агриев родом из Сыктывкара. Мать русская, отец - армянин.

15 июня 1941 года шестилетний Аветис вместе с мамой, бабушкой, младшими братом и сестрой отправился в деревню в Смоленскую область - "на фрукты".

Когда заполыхала война, семья отпускников превратилась в беженцев.

- На всю жизнь запомнил, как мы пешком уходили от войны. Жара - дышать нечем, вокруг трупы, крики и плач,- вспоминает он о том страшном времени.

Однажды в синем небе сошлись в бою немецкий и советский самолеты, и на глазах людей, отступавших на восток, наш истребитель был сбит.

- Я упал в поле, царапал руками землю и горько плакал. Думал, когда вырасту - обязательно стану летчиком и разгромлю всех фашистов,- вспоминает Аветис Агриев.

До 1943 года их семья жила в деревне под Вяткой. Зимой трое детей носили по очереди одну пару валенок. Выжили благодаря картофельным очисткам, из которых мама делала драники. Едва Ленинград освободили из ада блокады, Агриевы переехали туда. А в декабре 1945-го отца перевели на работу на Сахалин, который полностью стал советским.

Аветис еще застал на острове японцев. Со сверстниками он быстро сдружился и даже заговорил немного на чужом языке.

Артист из шестого класса

С самого раннего детства мальчишка полюбил чтение - буквально "глотал" книги. Уже в шестом классе Аветис Агриев начал выходить на сцену областного театра драмы. В итоге участвовал в восемнадцати спектаклях: был участником массовки, а однажды даже сыграл роль Фердинанда в драме "Коварство и любовь".

- Никогда не боялся публики. Говорил так, что каждая буква была слышна в тридцать втором ряду, - смеется Аветис Ашотович.

"Сахалинский спортивный комментатор перед телекамерами никогда не робел"

В подростковом возрасте он активно занялся боксом. Тренер отмечал: у подопечного бойцовский характер. А в 15 лет Агриев совершил первый прыжок с парашютом. Тогда же впервые влюбился - в одноклассницу, и за четыре ночи с фонариком под одеялом выучил наизусть всего "Евгения Онегина", чем просто сразил свою любовь.

В их семью пришла беда - тяжело заболел отец. Аветис остался за кормильца, пошел работать в локомотивное депо. Там был свой хор, и парнишка, певший тенором, очень скоро стал его солистом.

В 1960 году, когда на Сахалине появилась своя студия телевидения, их колектив пригласили на запись. В тот день у телевизионщиков случился казус: ревнивая жена расцарапала лицо диктору так, что гримеры были бессильны. Попросили бойкого Аветиса объявлять номера. А на следующий день ему предложили работать на ТВ.

- Перед камерой не робел. Вместо нее всегда представлял живого человека, - говорит Агриев.

Постепенно он стал ведущим спортивных программ и получил негласный титул короля прямого эфира, мастера импровизации.

Как-то Аветис вел прямую трансляцию с областных соревнований по лыжным гонкам и в порыве эмоций выдохнул в микрофон: "Здесь, на острове восходящего солнца". Так он назвал Сахалин. На следующий день начальство сказало, что комментатора ждут в областном управлении КГБ.

- Приехал туда в полном недоумении. Меня проводили в кабинет к начальнику управления. Он встретил вежливо. Нажал под столом какую-то кнопку, и я услышал свой голос - фразу про остров восходящего солнца, - вспоминает Аветис Ашотович.

Обошлось, все закончилось профилактической беседой.

Романтика неба и драмы земли

Небо не отпускало Аветиса. Он подавал документы в военное летное училище, но медкомиссия его "срезала" - с нагрузками не справился вестибулярный аппарат.

- Это все последствия бокса. Более травмоопасного вида спорта мир не знает. Мой совет молодежи: занимайтесь лучше физкультурой.

Он все-таки получил диплом летчика, став пилотом спортивного легкокрылого Як-52.

- Что такое небо? Тайна, которая меня всю жизнь притягивает, - говорит Агриев.

Была еще одна небесная "отдушина" - парашютный спорт. С ним Аветис Ашотович попрощался в 75 лет. В день своего юбилея он совершил пятисотый прыжок и поставил в этом деле точку. Тележурналист уверяет, что в жизни не видел ничего более чарующего, чем женщина, спускающаяся с небес под куполом парашюта.

- Это птица! Сколько в ней грации, мягкости и красоты, - восхищается Аветис Агриев.

Его земная жизнь была гораздо драматичнее. Первая супруга пристрастилась к выпивке. Девять лет спортивный комментатор боролся за нее и за свое счастье. Беда оказалась сильнее.

- Я после развода несколько лет боялся к женщинам подходить. Такой страшный ожог остался на душе...

Но судьба подарила Аветису Лидию. У него был сын, у нее - двое своих детей. Зажив вместе, они поняли, что счастливы.

Увы, их семью ждал жестокий двойной удар. Его единственный сын Артур в 20 лет погиб в автокатастрофе. А спустя год, вернувшийся из армии сын Лидии ушел из жизни почти в том же месте. И тоже в ДТП.

Они выдюжили, потому что были вдвоем. Поодиночке горе бы их раздавило. Еще Аветиса спасала работа, которой он отдавал всю душу.

- Журналистика - это искусство, которому нельзя научиться. Либо оно дано тебе, либо нет - по-другому не бывает, - убежден он.

Его кумиром в профессии остается Николай Николаевич Озеров, легенда советской спортивной журналистики. Они дружили. Столичный мэтр, приезжая в Южно-Сахалинск, любил бывать в доме у коллеги.

- Николай Николаевич - это высота духа и благородство. Более интеллигентного человека я не встречал, - говорит Аветис Ашотович.

В свои восемьдесят он точно знает, что жизнь - это борьба. В которой куется характер.

Прямая речь

Олег Сорокин, председатель федерации бокса Сахалинской области:

- Аветиса Агриева знаю с детства. Помню, как, услышав его голос, бросал все дела и бежал смотреть телевизор. Нет сомнений - благодаря ему многие сахалинцы сказали спорту "да". Уж очень заразительно он вел спортивные программы. Аветис Ашотович пользуется большим авторитетом в области. Пусть характер у него импульсивный, но это добрый и отзывчивый человек.