- "Крымэнерго" и "Крымтроллейбус" в 10 раз увеличили стоимость аренды опор связи и троллейбусных линий по сравнению с теми, что были ранее, - рассказал Сергей Шило, президент Ассоциации развития отрасли связи и телевещания Крыма, объединяющей более половины участников рынка.
Провайдеры такого роста расходов не ожидали. Хотя и в украинский период предпринимались попытки повышения цены аренды.
- В 2009 году в Крыму в пересчете на российские рубли стоимость размещения кабеля на одной опоре была 50 копеек в месяц, через несколько лет она выросла до семи рублей, - рассказал он. - В 2014-2015 годах эту цену сохраняло и российское ГУП РК "Крымэнерго". Исходя из нее операторы рынка рассчитывали себестоимость оказываемых услуг и размер абонентской платы в сельской местности. В сентябре прошлого года "Крымэнерго" решило пересмотреть эту сумму, увеличив с семи до 82 рублей за опору. После наших обращений тариф для сельской местности снизили до 72 рублей. То есть у провайдеров в 10 раз увеличились расходы на подачу трафика абонентам.
На первый взгляд, стоимость размещения кабеля на одной опоре вполне посильна. Но учитывая, что в зависимости от отдаленности населенного пункта оптоволокно приходится прокладывать по десяткам столбов, плюс с 2016 года еще и стоимость трафика из России увеличилась на 30 процентов (а украинский теперь никто брать не хочет), в отдаленных населенных пунктах Интернет получится "золотой".
- В среднем по Крыму, чтобы довести до абонента интернет-кабель, провайдер использует пять-семь опор, то есть его расходы увеличиваются сразу на 360-500 рублей, - продолжает Сергей Шило. - Получается, мы на столько же должны поднять цену для абонента в сельской местности. Пока стоимость своих услуг не увеличиваем, потому что я общался с руководителем "Крымэнерго" и задал ему вопрос: нам уже объявлять в средствах массовой информации о сворачивании деятельности из-за большого повышения стоимости аренды или удастся найти компромисс? Мне ответили, что будем договариваться. Надеюсь, они умерят свои аппетиты.
Кроме того, "Крымэнерго" предложило провайдерам при заключении договоров за свой счет заменить аварийные опоры и передать их ему на баланс, продолжая вносить арендную плату.
- Мы даже думали над тем, чтобы установить свои опоры, тем более что ассоциация планирует создать единую оптоволоконную сеть, позволяющую прогонять информацию всех операторов, - поделился планами Шило. - Можем найти на это средства. Но, во-первых, не хочется заставлять Крым опорами, а во-вторых, лучше все-таки договориться с "Крымэнерго" и "Крымтроллейбусом", дав им возможность заработать.
Узнать у собственников опор, почему себестоимость размещения оптоволоконной сети на бетонных конструкциях советского периода за год выросла в 10 раз, оказалось непросто.
- Знаем об этой проблеме и решили пригласить независимого оценщика, который ответит, насколько наши расценки соответствуют закону и критериям финансовой целесообразности, - сообщили в "Крымэнерго". - Если аудитор скажет, что мы завысили стоимость услуги, то приведем ее к экономически обоснованной. Поверьте, мы не заинтересованы в том, чтобы задушить развитие Интернета в сельской местности, тем более что "Крымэнерго" сегодня большую часть информации о платежах потребителей, расчетах с нашими контрагентами, статистические данные получает по глобальной сети. Поэтому все должно быть в интересах людей и в строгом соответствии с законом.
Российское законодательство действительно предусматривает плату за размещение сетей интернет-провайдеров на опорах и строениях. Но вопрос в цене.
- Мы общались с коллегами на материке, чтобы понять, как они решают проблему, - рассказал Сергей Шило. - Выяснили, что у них операторы не используют опоры ЛЭП и контактных сетей. Просто в большинстве сел нет широкополосного доступа в Интернет. Либо он есть только на почте, куда его проводит Ростелеком. Это услуга коллективного доступа: на почту можно прийти, чтобы посидеть в сети. А такого, как в Крыму, где в селах каждый абонент имеет домашний Интернет, во многих регионах нет. Если на материковой части России охват абонентов в селах не превышает 15 процентов, то в Крыму - 95.
Ростелеком, который может оборудовать крымские села хотя бы местами коллективного доступа в Интернет, в республике не представлен. У "Крымтелекома" нет на это ни права, ни средств. Если бизнес некрупных интернет-провайдеров в сельской местности окажется нерентабельным, жители сел действительно могут остаться без доступа во Всемирную паутину. Тогда надежда только на мобильный и спутниковый Интернет, но о качестве мобильной связи крымчанам рассказывать не нужно - зачастую речь абонента не разобрать, что уж говорить о загрузке трафика.
- Будет очень обидно, если систему доступа в сеть, которую построили в Крыму небольшие провайдеры, разрушат, - говорит Сергей Шило. - При этом никто из крупных игроков не хотел и не хочет работать в селе, потому что проще и выгоднее снять сливки с городских многоэтажек с большим количеством абонентов, чем тянуть на несколько километров кабель ради десятка пользователей.