- По сути, это закрытый регистр женщин, прошедших процедуру ЭКО за счет ОМС в регионах УрФО: отслеживается весь их путь до момента выписки из роддома. Ведь главный критерий результативности ЭКО - не количество попыток или наступление беременности, а take-home baby - то есть ребенок, забранный домой, - комментирует эксперт. - Это позволяет нам объективно оценивать эффективность клиник, участвующих в системе, и передавать информацию в территориальные фонды медстрахования (ТФОМС). Важно, чтобы государственные деньги пошли туда, где показатели искусственного оплодотворения выше. Первые выводы можно будет сделать через полгода-год.
Цена зачатия
- Как бы кощунственно это ни звучало, но цель ЭКО - "удешевить" появление детей из пробирки. Если показатель эффективности клиники не превышает 10 процентов, то каждый рожденный в результате ЭКО малыш обходится государству примерно в 1,1 миллиона рублей, а если эффективность составляет 50 процентов - уже в 238 тысяч, - поясняет Андрей Иванов, руководитель отделения вспомогательных репродуктивных технологий Мариинской больницы Санкт-Петербурга.
Кстати, в Cеверной столице с 2016 года регистр станет виртуальным: у каждой клиники появится своя страничка, где можно отследить показатели онлайн. Информация автоматически поступает в департамент здравоохранения и ТФОМС. По словам Андрея Иванова, вступление в регистр носит заявительный характер: если документы медучреждения соответствуют определенным требованиям, оно может претендовать на некоторое количество ЭКО-циклов по ОМС. Даже сугубо коммерческие центры крайне заинтересованы попасть в базу, поскольку это критерий качества работы врачей.
Пока специализированных клиник в субъекте РФ мало, проблем с дележкой квот, как правило, не возникает. Но когда их 21, как в Петербурге, необходимо ранжирование в интересах пациента. Вместе с тем ни ТФОМС, ни профильная госструктура, ни комиссия по отбору бесплодных пар не имеют права рекомендовать людям то или иное лечебное заведение.
- Регистр нужен не только для распределения госсредств, но и для получения объективной статистики по бесплодию. Это единственная возможность вести нормальную научную работу. Создать единый национальный регистр на основе региональных - мечта любого ученого. Государству же он поможет осознать, что именно необходимо поддерживать в сфере вспомогательных репродуктивных технологий, - рассуждает профессор Александр Гзгзян, завотделением НИИ акушерства и гинекологии имени Отта.
Кабинеты надежды
По данным Росстата, в 2011 году в России было зарегистрировано около 254 тысяч человек старше 18 лет с диагнозом бесплодие. Так называемый русский крест (превышение смертности над рождаемостью) нашей стране удалось преодолеть лишь в 2013 году. Сейчас репродуктивный потенциал населения может снова упасть, поскольку в детородный возраст входит малочисленное поколение 1990-х. Тем более актуальна помощь парам, которые хотят, но не могут иметь детей. По самым скромным подсчетам их около 17 процентов.
К примеру, в Свердловской области в листе ожидания находится 3081 человек с диагнозом бесплодие. В 2014 году на процедуры ЭКО было подано 2417 заявок, в 2015-м - уже 4700. 2,5 тысячи квот на искусственное оплодотворение и примерно тысячу ЭКО-новорожденных в год местные доктора считают выдающимся результатом, ведь в 2007 году, когда программа только стартовала, региону было выделено всего 170 циклов. Сегодня на процедуры приходят пары, вставшие в очередь в июне прошлого года, то есть сроки ожидания удалось значительно сократить.
По мнению Елены Николаевой, главного врача клинико-диагностического центра "Охрана здоровья матери и ребенка", во многом этому способствовало открытие межтерриториальных кабинетов бесплодных браков. Раньше бездетные годами ходили по участковым врачам, а теперь, согласно приказу Минздрава РФ, диагноз пациенту должны поставить в течение шести месяцев. Еще полгода дается на лечение, если оно не приносит результата, муж и жена направляются в межмуниципальный медкабинет, где специалисты более высокой квалификации проведут дополнительные исследования. Всего таких кабинетов в Свердловской области восемь, в лидерах - Нижний Тагил, на втором месте - Серов. У жительниц региона есть возможность за счет полиса ОМС сделать три попытки ЭКО.
Попытка за госсчет
- Несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, в 2016-м бюджетное финансирование программ по искусственному оплодотворению не сокращено. Но всем помочь нельзя: денег попросту не хватит, - говорит профессор Виктор Радзинский, завкафедрой акушерства и гинекологии РУДН, член Всемирной и Европейской Ассоциаций акушеров-гинекологов. - В Западной Европе, к примеру, за счет бюджета можно завести ребенка из пробирки только до 38 лет. Все, кто старше, делают это на свои кровные. Не надо ждать от врачей чудес. По данным Всемирной организации здравоохранения, индекс фертильности (вероятность беременности) в 45 лет - один к 200, то есть затраты на ЭКО несоизмеримы с результатом.
Также, по мнению экспертов, сократить расходы на ЭКО позволит импортозамещение. В частности, сегодня проводится тестирование ламинарной системы для искусственного оплодотворения, разработанной на одном из оборонных предприятий Миасса. По словам Игоря Портнова, директора частной ЭКО-клиники в Екатеринбурге, по качественным критериям южноуральская продукция не уступает датским аналогам, а по стоимости в 2-3 раза дешевле. В валюте "цена" малыша из пробирки примерно одинакова что в России, что за рубежом, поскольку реагенты, среды, препараты в основном импортные. В этом смысле сотрудничество с научными кадрами ОПК может сослужить очень хорошую службу и для отрасли, и для демографии.
Между тем
В Екатеринбурге планируется создание международной школы репродуктивной медицины. Ее преподавателями станут специалисты с мировым именем в области генетики и клинической эмбриологии. Они продемонстрируют результаты исследований третьего уровня, которые еще только появляются в России, например, полной оценки всех хромосом. Программа базируется на двух образовательных стандартах и интернациональных учебниках, чтобы обучаться по ней могли как российские доктора, так и иностранные. В частности, интерес к школе проявляют специалисты Украины, Беларуси, Казахстана, Польши, Чехии. Сертифицировать ее собираются в 2017 году как часть системы постдипломного непрерывного образования. Также в рамках школы будет проводиться международная верификация российских научных исследований по ЭКО.