Ученый-экономист рассказал правду о качестве жизни курганцев

В Курганской области рапортуют об экономическом росте. В то же время за чертой бедности может оказаться почти четверть населения. Почему возник дисбаланс и как его устранить, "РГ" рассказал кандидат экономических наук, профессор Николай Кремлев.

Николай Дмитриевич, во время недавней дискуссии о перспективах экономического развития Курганской области в региональном отделении Общероссийского народного фронта вы назвали 2015 год провальным для Зауралья. Между тем, по данным правительства региона, несмотря на сложности с бюджетом, область выглядит достаточно неплохо во всех сферах: объем промышленного производства превысил сто процентов, собран хороший урожай... Почему сделаны противоположные выводы?

Николай Кремлев: Все зависит от методологии оценки и того, что учитывается. Профильные департаменты зачастую козыряют объемными и количественными показателями, а социальные, а также показатели эффективности и интенсивности не раскрывают. Кроме того, практически не используют данные, характеризующие качество жизни населения, потому что они не всегда имеют положительную динамику. Отсюда и получается такая благостная картина. А ведь уровень и качество жизни населения определяют эффективность работы властей и региона в целом.

Я 21 год возглавлял Курганстат, привык объективно анализировать данные и показывать правду, пусть даже горькую. По предварительным данным Курганстата, в этом году за чертой бедности может оказаться более 22 процентов жителей Зауралья - те, у кого доходы ниже прожиточного минимума. Для сравнения: в 2014 году таковых было 17 процентов (145 тысяч человек). Среднемесячная начисленная зарплата составила в прошлом году 21 432 рубля, а реальная - 88,5 процента к 2014 году. Она, кстати, недотягивает даже до уровня 1990 года: тогда реальная среднемесячная зарплата была 303 рубля, и, если учесть, что за 25 лет рыночных преобразований рубль обесценился более чем в 110 раз, сейчас мы должны получать не менее 30 тысяч.

Поэтому, сколько бы ни говорили о росте объемов производства, пока люди не почувствуют его на своем кошельке, для них это будет пустой звук. Возьмем, к примеру, сельское хозяйство. По производству зерна на душу населения наш регион занимает первое место в УрФО и седьмое в России. В прошлом году собрали свыше 1,7 миллиона тонн - в 1,3 раза больше, чем в 2014-м. Уродился картофель, производство яиц увеличилось на 20 процентов. А теперь поезжайте в любое село и спросите у местных жителей, стали они жить лучше или нет? Получат ли сельхозпредприятия прибыль? Вряд ли ответы будут оптимистичные.

Не слишком отличается картина в промышленности. Кроме того, растет безработица: в конце 2015 года было официально зарегистрировано 7,2 тысячи безработных, что в 1,3 раза больше, чем в 2014-м. А уровень общей безработицы, по предварительным подсчетам, составит девять процентов. Без работы могут остаться свыше 35 тысяч человек.

Если рассматривать социально-экономические итоги с этих позиций, то 2015 год, безусловно, был провальным. Подобной ситуации в Зауралье не наблюдалось с 2008-го.

В то же время, по статистике, в собственности жителей Зауралья находится свыше 206 тысяч легковых автомобилей - считай, у каждого четвертого. По этому показателю область находится на 29 месте в России. Разве скажешь, что плохо живем?

Николай Кремлев: Да, если судить по наличию легковых автомобилей в собственности граждан, можно сделать вывод, что часть населения стала жить лучше. Однако это не совсем так: у богатых и состоятельных людей порой несколько машин, а у бедных и малообеспеченных их практически нет. А таковых у нас в области более 70 процентов.

Как привести в соответствие рост экономики и уровень жизни людей?

Николай Кремлев: Нужно сместить акцент с отражения объемов производства в сторону оценки благосостояния людей и национального дохода. Для начала необходимо провести модернизацию официальной статистики: дополнить традиционные разделы и систему количественных показателей новыми, включая качество жизни населения и социальное благополучие, эффективность госуправления и политическое влияние, социальные связи и взаимоотношения, устойчивость жизнедеятельности населения и предприятий.

Кроме того, требуется более эффективная и понятная всем система единиц измерения процессов и явлений реальной жизни людей. Например, возьмем индекс физического объема производства: многие региональные руководители ошибочно отождествляют его с ростом производства, на самом же деле в этом показателе учитывается выпуск продукции в натуральном выражении.

Я предлагаю вести статистические наблюдения по системе национальных счетов, которая давно действует в мире и уже 20 лет - в России. Она отражает не только состояние экономики, но и полную картину жизни людей. Считаю также, что есть смысл создать в регионе независимое рейтинговое агентство, которое бы давало объективную оценку событиям, происходящим в обществе. Словом, нужна комплексная информация, характеризующая социальную, экономическую, экологическую и политическую ситуации, тенденции их развития.

Казалось бы, в рейтинговых агентствах у нас в стране и так недостатка нет.

Николай Кремлев: Да, но они в основном выполняют работу для конкретных заказчиков, которых часто не интересует правда. Например, в 2013 году московская компания, составлявшая рейтинг, поставила Курганскую область на 82-е место в стране. А на самом деле по рейтингам, разрабатываемым Росстатом, наш регион никогда не был в числе отстающих территорий, хотя и до передовиков нам, конечно, далеко. Я предлагаю создать независимое региональное рейтинговое агентство, которое будет работать по научно обоснованной методологии на основе объективности, достоверности, надежности - главных принципов статистики.

Вы полагаете, мы станем жить лучше, если будем знать правду?

Николай Кремлев: Когда реально оцениваешь положение дел, можно принимать грамотные управленческие решения и эффективней решать актуальные проблемы территорий. Если оценки искажены или ошибочны, такими же ошибочными будут и выводы. Кстати, причина возникновения многих кризисов кроется именно в неправдивых источниках информации, которые оказались неспособными заранее предупредить власть и бизнес о дисбалансах в экономике. В погоне за объемами производства слабо учитывались затраты на него, основанные на росте цен и раздутых экономических "пузырях", в результате этот рост оказался миражом.

Если грамотно пользоваться статистикой, то можно найти источники роста и благосостояния людей и экономики. У Курганской области, например, большой инвестиционный потенциал. В 2014 году он оценивался в 132 миллиарда рублей. Правда, фактически было освоено 32,8 миллиарда, то есть всего 27 процентов. По нашим данным, величина инвестиций в год может составлять 50 миллиардов рублей.

На чем базировались ваши расчеты?

Николай Кремлев: Источниками для них стали инвестиции домашних хозяйств (50 миллиардов рублей), годовой амортизационный фонд (из расчета семи процентов стоимости основных фондов всех секторов экономики - 40,2 миллиарда), фонд накопления (50 процентов величины прибыли всех субъектов хозяйствования - 5,1 миллиарда), активы государственных и коммерческих банков, инвестиционных, пенсионных и других фондов (из расчета не менее фактической величины инвестиций в основной капитал за год - 36,2 миллиарда), иностранные инвестиции и трансферты (на программы ликвидации химических боеприпасов, освоение природных ресурсов и т.д. - 0,6 миллиарда рублей).

Каким, по вашим расчетам, будет для Курганской области 2016 год?

Николай Кремлев: Напряженным. Год позволит понять, готова ли власть внедрять стратегию сбережения населения или продолжит прежний либеральный курс на развитие средств производства, который исчерпал свой потенциал. В Курганской области, к сожалению, в 2015 году, произошло сокращение населения, рождаемость упала, смертность возросла. В 1989 году в Зауралье проживало 1,1 миллиона человек, сейчас осталось 862 тысячи. По прогнозу Росстата, к 2030 году численность населения области рискует сократиться еще на 151 тысячу человек. Это может ускорить процессы депопуляции, урбанизации и старения населения, вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда и отразиться на способности воспринимать инновации в мире высоких технологий. Словом, дело зайдет так далеко, что никакая экономическая деятельность не будет успешной. Поэтому сейчас на первый план выходит демография. Я разработал и предложил свою концепцию приоритета воспроизводства населения.

Это что-то новое в экономической науке?

Николай Кремлев: Да. В традиционных концепциях развития, преобладающих на протяжении XX века, основное внимание сосредотачивалось на росте производства средств производства. Предполагалось, что увеличение объема выпуска промышленной продукции способствует снижению нищеты и повышению благосостояния нации. Однако, как показала жизнь, такой подход не оправдал себя: производственные показатели растут, а народ беднеет. Между тем цель развития общества состоит в повышении уровня и качества жизни населения на основе создания для людей благоприятных условий, в которых их жизнь будет долгой, здоровой и наполненной творчеством. Ставшая крылатой фраза "люди - наше богатство" в современных условиях приобретает особый, буквальный смысл. Предлагаю отказаться от традиционного подхода к разработке стратегии экономического роста, поставив во главу угла именно качество жизни населения.