Покупатели смогут узнать всю информацию о продукте по штрих-коду

В скором времени покупатели увидят два важных нововведения в магазинах. Во-первых, ценники могут стать электронными, рассказали "РГ" в министерстве промышленности и торговли. Во-вторых, по штрихкоду в магазине можно будет узнать всю правду о продуктах питания, об этом сообщили уже в Россельхознадзоре.
Цены выведут на табло

До сих пор ценники должны были оформляться только на бумаге, и на каждом нужна была печать организации либо подпись материально ответственного лица. Заполнять ценники надо было чернилами или пастой. Теперь в магазинах могут появиться электронные аналоги. Электронный ценник представляет собой небольшой жидкокристаллический экран-табло, пояснили в минпромторге. На нем размещается вся информация о товаре - точь-в-точь, как на привычном нам бумажном варианте. Но разница в том, что продавец может быстро и без затрат автоматизировать процесс изменения цен, исключив из него ручной труд, отметил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Кроме того, электронные ценники можно устанавливать в любом месте магазина, свободно перемещать вместе с товаром. Использование новинки также дает магазинам возможность осуществлять гибкую ценовую политику, проводить мгновенные промоакции. К примеру, электронные ценники благодаря способности хранить дополнительную информацию (помимо цены) в своей памяти и показывать ее в виде последовательности сообщений позволяют отображать цену товара без скидки, затем - со скидкой и указывать величину экономии покупателя.

Стоит отметить, что электронные ценники не станут обязательными: пока они по карману лишь крупным сетевым магазинам. Впрочем, именно сетевикам такие ценники по большому счету и нужны. Сейчас торговые сети вынуждены тратить силы и средства на оформление, сортировку и расстановку бумажных ценников, исправление в них ошибок. На замену бумажных ценников у сотрудников среднего супермаркета уходит несколько дней. Приходится привлекать дополнительных работников.

Кроме того, до сих пор неправильно оформленные ценники были излюбленной темой для придирок и штрафов со стороны проверяющих органов. Теперь предприниматели избавлены от этого, констатирует Виктор Евтухов. Эксперты общества защиты прав потребителей новшество приветствуют. "Из мешанины ценников часто невозможно понять, какой ценник к какому товару относится", - говорит председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. На определение цены товара в супермаркете у покупателя уходит от трех до восьми минут. Но хуже всего - неразбериха, когда при изменении цены ценники вовремя не меняются. По данным экспертов, расхождение цен на ценнике и при расчете на кассовых терминалах приводит к тому, что 7,2% покупателей отказываются от покупки.

Но это не все новации. Ценником теперь также будет считаться информация, представленная на досках мелом и на других подобных носителях. "Это актуально для рынков, ярмарок, фермерских магазинов, пекарен. Теперь предпринимателям не надо дублировать такие ценники бумажными", - говорит Евтухов.

О колбасе узнаем по штрихкоду

Что касается штрихкодов на упаковках продуктов питания, то в ближайшие год-два они станут играть совсем другую роль, нежели сейчас. Например, покупая пачку молока, можно будет узнать, где доили корову и какие лекарства она получала.

Или сколько рыбы поступило на перерабатывающее предприятие и сколько из нее сделали филе. Или кто работал в тот день, когда в эту партию бутылок разливали подсолнечное масло. Сейчас вопрос остается за техническими деталями. Но принципиальное решение о необходимости обеспечения прослеживаемости уже принято.

Первые "расширенные" штрихкоды покупатель сможет отсканировать любым смартфоном уже в 2017 году. С середины 2015 года организации, задействованные в сфере производства и оборота пищевых продуктов, имеют возможность оформлять ветеринарно-сопроводительные документы в электронном виде. Все данные собираются в федеральную информационную систему "Меркурий", рассказал "РГ" зам главы Россельхознадзора Николай Власов. В систему поступает информация о том, где было произведено сырье, как оно перемещалось, сколько из него получилось готовой продукции, болело ли чем-то животное, из которого приготовлено сырье, как его лечили. Речь пока только о продуктах животного происхождения, для которых возможно оформление ветеринарных сопроводительных документов: мясе животных, птицы, яйце, рыбе, продуктах их переработки, молоке, молочных продуктах и меде.

"Сейчас стоит вопрос, чтобы эта информация была зашифрована в штрихкоде на маркировке товара или сопровождающих его ветсертификатах. Эта информация будет считываться с помощью обычных сканеров (например, смартфона) и передаваться на другие устройства", - пояснил он.

При этом, отмечают в Россельхознадзоре, многие производители сами заинтересованы в использовании динамической маркировки. Особенно поддерживают ее ретейлеры. Они страдают от просрочек и от продукции низкого качества. Бывает, что виноват не магазин, но перед потребителем отвечает именно он. А маркировка позволит устроить процесс так, что некачественная продукция просто не будет попадать на полки. Или если товар просрочен, его невозможно будет пробить на кассе.

Кстати

Россия расширяет сотрудничество с Ираном. Наши сельхозпроизводители готовы продавать туда мясную, молочную продукцию и зерно, рассказал "РГ" министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. "Кроме того, Россия заинтересована в наращивании поставок белого сахара и гранулированного жома. В прошлом году мы произвели рекордные 5,2 млн тонн свекловичного сахара, выйдя по этому показателю на первое место в мире", - отметил министр.

В свою очередь, производители Ирана могут увеличить поставки овощей и фруктов на фоне "закрытия" экспорта из Турции.