20.01.2016 14:10
    Поделиться

    Российские и белорусские специалисты разрабатывают "умный светофор"

    Как называется прибор, регулирующий движение на дорогах, фиксирующий на камеру все детали этого движения, имеющий связь с диспетчером, полицией и "скорой помощью"? Светофор? Угадали, но лишь отчасти. Потому что таких светофоров пока нет. Но могут скоро появиться. В их разработке участвуют специалисты России и Беларуси. В Петербурге - это ОАО "Авангард" и НПО по переработке пластмасс.

    На НПО с белорусскими коллегами знакомы с советских времен, когда поставляли комплектующие для знаменитых "БелАЗов". Возобновить контакты удалось лишь 7 лет назад благодаря Совету делового сотрудничества Петербурга и Беларуси. Собирается он ежегодно, поочередно в Минске и Питере.

    На трех предыдущих заседаниях Совета акцент был сделан на развитии научно-технической и инновационной сфер. Для НПО по переработке пластмасс это стало, можно сказать, прорывом. Здесь к тому времени уже имелись собственные инновационные наработки. Но чтобы развивать на их основе производство, требовались партнеры, кооперация с которыми способствовала бы выходу на более высокий уровень.

    - С Объединенным машиностроительным институтом НАН Беларуси мы разработали и создали оборудование для плазменного напыления сверхвысокомолекулярного полиэтилена, - говорит директор НПО Сергей Цыбуков. - Не секрет, что ущерб от аварий резервуаров и трубопроводов в результате коррозии заметно превышает затраты на их сооружение. Используемые сегодня способы защиты такого оборудования недостаточно эффективны и очень затратны. А благодаря предложенной нами с белорусами инновационной технологии качество антикоррозионной защиты энергооборудования, емкостного химического оборудования, трубопроводов заметно повышается, а с ней и срок их эксплуатации.

    За первым шагом последовал другой. У Барановичского станкостроительного завода, точнее, у его филиала ЗАО "Атлант", команда директора Цыбукова приобрела термопластавтомат - станок для отлива пластмассовых изделий с заданными свойствами. Прошлым летом он был представлен питерским НПО на выставке "Российский промышленник" и произвел настоящий фурор. Многие не верили, что в Беларуси могут делать оборудование, не уступающее западноевропейским аналогам. Просили даже снять панели, чтобы убедиться: это не муляж.

    Кстати, белорусы - единственные на постсоветском пространстве, кто делает эти уникальные станки. Для программы импортозамещения в России это очень актуально. Руководство Барановичского завода уже сделало предложение петербургскому НПО о долгосрочном контракте. Тот предполагает открытие демонстрационной площадки, сервисного обслуживания и склада запасных частей на территории петербургского предприятия с перспективой полной сборки термопластавтомата. А также создание совместного российско-белорусского обучающего центра для подготовки специалистов.

    Первая группа будущих операторов, монтажников, наладчиков и литейщиков уже прошла обучение в новом центре. В программе - двухнедельный теоретический курс и месячная практика. Появятся благодаря центру и специалисты нового профиля - наладчики-механики машин и автоматических линий по производству изделий из пластмасс. Это будут универсальные мастера, владеющие несколькими смежными профессиями. Уже в ближайшем будущем новая профессия может стать одной из самых востребованных в наших странах, а, возможно, и на всем пространстве Евразийского союза, активными членами которого, а в чем-то и законодателями мод, являются Беларусь и Россия.

    В чем именно? Да хотя бы в производстве композиционных материалов и изделий из них. Красноречивый тому пример - корпус из полимеров для светофоров и семафоров. Стандартный семафор, с незапамятных времен используемый, в частности, на железнодорожном транспорте, имеет чугунный или металлический корпус. Весит вместе с осветительным прибором примерно 13,5 кг. Можно представить, как нелегко демонтировать или, наоборот, монтировать его, да еще если располагается он высоко над землей. Кроме этого его необходимо регулярно красить - чтобы не ржавел, не выгорал, оставаясь, как это требуется, черным. Не говоря уже о вибрации при прохождении поездов, заметно сокращающей срок эксплуатации специализированного осветительного прибора. Полимерный же его аналог и легкий, и долговечный. На питерском НПО полимерные корпуса выпускают как стандартных размеров, так и уменьшенных.

    - Теперь задача в том, чтобы оснастить их светодиодными лампами, - говорит Сергей Цыбуков. - Тем более что в Беларуси созданием светодиодных приборов занимаются давно и весьма успешно. И в этом смысле замена импортных элементов "матчасти" в светофорах, прожекторах, семафорах на белорусские была бы и логичной, и правильной. Я разговаривал об этом с известным физиком, заместителем председателя президиума НАН Беларуси Сергеем Килиным. Ему идея понравилась. Обещал обсудить ее в деталях со своими коллегами по академии, помочь. К слову, с Сергеем Яковлевичем мы познакомились на юбилее академика Жореса Алферова. Жорес Иванович заинтересовался, захотел узнать подробности, а узнав, поддержал предложение.

    Теперь нужна соответствующая программа с подробным изложением не только предполагаемого процесса производства, его участников, необходимого финансирования и сроков исполнения, но и реализации конечного продукта. Уже сейчас понятно, что использование многопрофильных полимерно-светодиодных приборов практически не ограничено. Это может быть и транспорт (железнодорожный, судоходный, автомобильный), и нефтехимический комплекс, и вертолетостроение.

    Есть у Сергея Цыбукова и другое интересное предложение, способное вывести российско-белорусское сотрудничество, как принято говорить в таких случаях, на новое качество отношений. Речь о создании совместного инновационного территориально-распределенного кластера, в котором оборудование было бы из Беларуси, оснастка, пресс-формы и запчасти - Уральского региона, а проектирование, испытание, изготовление - Северо-Западного.

    Поделиться