21.01.2016 21:40
    Поделиться

    В России предложили создать госкомпанию по ликвидации долгов в ЖКХ

    В России предлагают создать госкомпанию по ликвидации долгов в ЖКХ
    Уже через 20 лет российское жилищно-коммунальное хозяйство может стать первоклассным. Надо лишь выполнить ряд условий, главные из которых - модернизация всех коммунальных систем и ликвидация многомиллиардной задолженности. Как это сделать, "Российской газете" рассказал член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), руководитель рабочей группы "Качество повседневной жизни" Валерий Фадеев.

    Валерий Александрович, по последним данным, долги в коммунальной системе достигают почти триллиона рублей. Вы знаете, как решить эту проблему?

    Валерий Фадеев: Да, но сначала расскажу, для чего необходимо так срочно обнулить эти долги. Только четверть из этих денег задолжали домохозяйства, остальная сумма "висит" на предприятиях и коммунальных организациях в регионах. Кто-то не может потянуть растущие тарифы, кто-то не платит умышленно. А итог один: долги мешают передаче активов - тепловых, электрических сетей, котельных и так далее - проверенным частным компаниям, которые могли бы модернизировать систему и улучшить качество коммунальных услуг. А таких добросовестных компаний у нас много, российский бизнес работает хорошо.

    Что мы предлагаем? Создать специальную госкомпанию-оператора, который бы специально занимался ликвидацией долгов в этой отрасли. Каждый долг, к примеру, можно превратить в кредит, в долговое обязательство, в вексель. И дальше, превратив эти долги в активы, надо заставить их работать на благо коммунального хозяйства.

    Несомненно, часть задолженности должно будет взять на себя государство, потому что весь триллион "расчистить" не удастся. Можно, например, несколько сотен миллиардов рублей перевести в госдолг.

    Это сложная, но посильная задача. Я напомню, что долги были ликвидированы в свое время в РАО ЕЭС.

    Какие системы надо модернизировать в первую очередь?

    Валерий Фадеев: Конечно, локальные инженерные сети - тепловые, электрические и так далее. Их износ в некоторых регионах достигает 70 процентов, что приводит к огромным потерям драгоценных ресурсов. Деньги жильцов в прямом смысле "утекают" в землю через трещины в трубах.

    Водоканалы, котельные, тепловые сети принадлежат в основном муниципалитетам, но сами ими не занимаются, передают их в аренду компаниям. Зачастую это однодневки, которые накапливают долги и бросают это имущество. Эту тенденцию надо прекращать.

    Например, передать их крупным компаниям, если это ответственный бизнес. Это только один из вариантов решения, но пока контроль над локальными сетями не будет восстановлен, никто не будет в них вкладывать деньги и модернизировать.

    И решать эту проблему надо как можно скорее. Затягивание может привести к очень серьезным последствиям - начнут в мороз лопаться трубы, без тепла останутся сотни тысяч человек.

    Свои предложения на этот счет мы представим на межрегиональном форуме ОНФ, который пройдет 24-25 января в Ставрополе. Там будут обсуждаться по традиции все актуальные проблемы, в том числе и ЖКХ.

    Несмотря на то, что в 2016 году совокупный платеж в России вырастет в среднем всего на 4 процента, россияне по-прежнему называют рост тарифов одной из главных проблем. Почему?

    Валерий Фадеев: Во-первых, установлена некоторая дифференциация роста платежа по регионам страны, во-вторых, еще больше могут отличаться платежи по муниципалитетам. В результате в каком-то населенном пункте платежи могут вырасти незначительно, а где-то очень заметно. Кто-то перед выборами "набирает" очки у населения и снижает цены, а кто-то, наоборот, затыкает дыры в бюджете за счет резкого увеличения ставок, что может привести к массовым неплатежам как организаций, так и населения.

    Позиция Народного фронта заключается в том, чтобы не допустить перекоса ни в сторону искусственного сдерживания стоимости ресурсов, ни в сторону их резкого скачка. Доходы ведь у населения продолжают падать.

    А что с другими ресурсами, например, электроэнергией?

    Валерий Фадеев: В позапрошлом году в некоторых регионах была введена социальная норма на электроэнергию, которую очень серьезно раскритиковали многие эксперты, в том числе из ОНФ. Сейчас от нее ушли. Но на смену этой проигрышной системе может прийти так называемый дифференцированный тариф, ввести который предлагает минэнерго. Если семья будет жечь менее 150 киловатт-часов в месяц, то заплатит на 2 процента меньше тарифа, если от 151-600 киловатт-часов - будет стоить на 10 процентов дороже, если свыше 600 - плата увеличится на 50 процентов. Большинство населения, как мы понимаем, попадает в вилку - от 150 до 600, а это значит, россиян ждет гарантированный рост платежей.

    Этим же законопроектом предлагается ввести абонентскую плату в размере 20 рублей в месяц за пользование сетями. Это еще больше увеличит счета. Народный фронт считает, что надо не спешить принимать это решение, доработать схему.

    Проведение капитального ремонта также на контроле Народного фронта. Есть ли замечания к реализации этой программы?

    Валерий Фадеев: Основная проблема состоит в том, что многие граждане не понимают, почему они должны платить за ремонт своих домов. Это показал опрос ВЦИОМ, согласно которому 45 процентов опрошенных хотят вернуться к старой схеме, когда за капремонт платит государство. Это значит, что они до сих пор не осознают, что являются собственниками своих подъездов, крыши, фасадов, чердаков и так далее. И как собственники они должны заботиться о своем имуществе.

    В этих условиях, когда граждане, мягко говоря, с сомнением относятся к новой схеме организации капитального ремонта, необходимо программу капремонта выверить до запятой. Но последний мониторинг ОНФ показывает, что пока похвастаться нам нечем: нет единых требований к составу работ по капремонту, почти в половине домов ремонт фасадов проведен некачественно, региональные власти плохо информируют граждан о ходе проведения работ, местные власти не делают взносы за муниципальную собственность, фонд капремонта не защищен от инфляции и так далее.

    Как выйти из этой ситуации?

    Валерий Фадеев: Первое - найти схемы снижения процентной ставки по кредитам на ремонт для тех жильцов, которые приняли решение копить средства на специальном счете и делать этот ремонт самостоятельно. Те 20-25 процентов годовых, которые сегодня требуют банки, неподъемны. Минстрой, кстати, уже выступал с идеей снижения этой ставки, хорошо бы это сделать быстрее.

    Иначе даже те 15 процентов собственников, которые приняли решение делать ремонт самостоятельно, разочаруются в этой идее и понесут деньги региональному оператору, чтобы встать в общую очередь.

    Второе, что нужно сделать, - ввести обязательный инженерный аудит всего здания перед ремонтом. Сейчас подход формальный: если по нормативу крышу надо ремонтировать, к примеру, через десять лет, то ее будут ремонтировать именно в это время. И неважно - в плохом она состоянии или в хорошем. Мы же считаем, что ремонтировать нужно только то, что в этом действительно нуждается - фундамент, перекрытия, кровля, инженерные системы дома. И поможет в этом как раз полное обследование состояние дома. Тогда, с одной стороны, можно сэкономить деньги, если система не требует ремонта, и, с другой стороны, наоборот, если они требуют ремонта, обеспечить безопасность.

    А за самим капремонтом мы предлагаем закрепить статус услуги, право на качественное получение которой находится под защитой Закона "О защите прав потребителей".

    Третье - мы предлагаем включить в список обязательных работ по капитальному ремонту работы по повышению энергоэффективности. Если уж дом капитально ремонтируется, то разумно было бы модернизировать инженерные системы, чтобы экономить потребляемые ресурсы. Капитальный ремонт при этом будет дороже, но затраты отобьются будущей экономией, в первую очередь тепла. Жильцы будут платить меньше, а значит, в перспективе выиграют.

    Среди других наших предложений, которые будут обсуждаться на форуме в Ставрополе, - присвоение региональным операторам, которые аккумулируют у себя средства жителей, статуса финансовых организаций. Чтобы их контролировал Центробанк РФ. Кроме того, мы предлагаем усилить ответственность регоператора за некачественный ремонт, упростить переход с регионального счета на специальный и наоборот.

    А также есть идеи вернуть государственный строительный надзор за капремонтом, установить предельную планку роста взносов в регионах, проработать вопрос о возможности частичного или полного освобождения от взносов некоторых категорий жильцов.

    За этот год жители аварийных домов, признанных таковыми до 2012 года, должны получить новое жилье. Регионы успевают?

    Валерий Фадеев: Кто-то успевает, кто-то - еще подтягивается, но катастрофы в этой области у нас точно нет. Когда Народный фронт только начинал заниматься этой проблемой, ситуация была очень тяжелая: планы почти нигде не выполнялись, складывалось впечатление, что региональные власти игнорируют указ президента. Сейчас ситуация заметно улучшилась.

    Несмотря на то, что пока только три региона полностью решили задачу, работа везде идет очень активно. Может быть, с опозданием, но эта задача точно будет решена, я уверен.

    Встает следующий вопрос: а дальше что делать? За это время появится другое аварийное жилье, и переселять оттуда людей будут уже на других условиях. Жильцы получат квартиру в новых домах не в собственность, а только на условиях некоммерческого найма. То есть будут платить небольшую арендную плату за проживание. Значит, уже сейчас надо строить такие арендные дома, а некому. Опять всплывает вопрос процентной ставки - бизнес, который возьмет на возведение таких домов кредит в банке, никогда не сможет отбить этот проект. Доходы от аренды не покроют даже проценты по кредитам.

    Значит, и в этом случае надо снижать для таких застройщиков проценты по кредитам. Кроме того, если мы хотим, чтобы можно было за 10-15 тысяч рублей в месяц в Москве арендовать скромную двухкомнатную квартиру (для региона - 7-10 тысяч рублей), тогда придется эту программу дотировать. И делать это тоже надо быстро, 2017 год не за горами.

    Поделиться