История вопроса начинает свой отсчет с лета 2012 года, когда в России был принят закон об НКО - "иностранных агентах". Документ обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО - "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается штраф.
Поскольку этот закон неоднократно подвергался критике, в том числе со стороны главы Совета по правам человека Михаила Федотова, президент Владимир Путин дал поручение Минюсту и кремлевской администрации представить предложения по уточнению понятия политической деятельности применительно к закону об НКО, выполняющих функции иностранных агентов.
Сегодня Минюст в своем законопроекте предложил следующее. НКО (кроме политической партии) признается участвующей в политической деятельности на территории России, если она "независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах", осуществляет "деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, функционирования политической системы, органов госвласти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина", если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".
Также прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. К ним относятся участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений. Политическая деятельность НКО подразумевается и в форме участия "в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума", а также "в деятельности политических партий".
Глава Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов полагает, что поправки Минюста позволят точнее определять политическую деятельность в работе НКО. Он пообещал, что парламент оперативно рассмотрит законопроект ведомства после того, как он будет внесен в нижнюю палату.