Новости

22.01.2016 17:08
Рубрика: "Родина"

На свете много улиц славных...

Старые фотографии как источник изучения истории городского хозяйства
Текст: Алексей Ильин (кандидат исторических наук)
Интерес к разглядыванию старинных фотографий присущ многим. При этом одни испытывают ностальгические переживания, другие - чувство уважения к предкам, третьи - простое любопытство. Для большинства людей такой интерес не имеет познавательного значения. Между тем многие фотографии являются ценными историческими источниками. Конечно, профессиональные историки хорошо знают об этом и часто используют старинные фотографии в качестве иллюстраций к описаниям прошлого. Но даже профессионалы редко задумываются над тем, что подборки фотографий могут служить массовым источником для изучения широких социально-экономических процессов, в частности истории городского хозяйства.

Старая открытка как документ

Визуальные источники являются оригинальными и при этом достаточно объективными свидетельствами прошлого. Хотя виды городов на фотографиях, кадрах кино- или видеохроники очень часто представлены в официальном, наиболее парадном виде, существенно исказить состояние городского хозяйства в момент съемок вряд ли возможно. Трудно представить специально для съемок проведенное экстренное замощение десятков улиц, устройство сотен фонарей, тем более современных осветительных столбов, высадку на немалых городских территориях "моментально" выросших сотен деревьев. Совсем невозможно отображение на дореволюционных фотографиях российских городов троллейбусных линий или, напротив, появление на современных снимках стоянок извозчиков. Поэтому в принципе можно признать фотографические источники вполне надежными для изучения истории городского хозяйства.

Понятно, что для изучения исторических процессов необходимо определение нескольких "отсечек" времени. В нашем случае первой такой "отсечкой" стал период конца XIX - начала XX в., когда впервые в России начали проводиться съемки провинциальных городов, в первую очередь губернских. В частности, Пензы, Рязани, Тамбова. Для выявления исторической динамики были отобраны фотографии этих областных центров конца XX - начала XXI в., а фотографии середины ХХ в. позволили увидеть промежуточные результаты развития городского хозяйства в советский период.

Наиболее подходящим для целей нашего исследования оказался неоднократно переиздававшийся фотоальбом "Тамбов старый, Тамбов новый", в котором по замыслу издателей на каждой странице размещались фотографии одних и тех же улиц и объектов города двух исторических периодов с интервалом в 100 лет, что делало возможным полное их сопоставление1. В Рязани подобного рода материалы размещены на сайте "История, культура и традиции Рязанского края"2. В отношении Пензы удалось подобрать около 50 сопоставимых пар снимков3. В 2012 г. в Пензе вышло уникальное издание с видами города 1940-1960х гг, что дало дополнительный материал для изучения перемен в городском хозяйстве4. В качестве объектов изучения были избраны мощение улиц, тротуаров, уличное освещение, озеленение.

Немощеная Лекарская улица в центре Пензы. Фото начала XX в.


Мощение улиц

К началу XX в. во всех трех городах дороги в центре были замощены значительно больше, чем наполовину. Правда, пришлось учитывать случаи, когда городские дороги, как видно на фотографиях, мостились частично - только одна половина полотна. По некоторым данным, в Тамбове это делалось сознательно для езды по грунтовой части в сухую погоду, и езды по булыжнику в условиях превращения в грязь земляного покрытия. В Рязани доля полностью замощенных уличных полотен оказалась почти втрое выше, в Пензе - и того более.

А вот в Рязани среди отображенных на фотографиях улиц совсем не замощена каждая четвертая. Трудно сказать, чем вызвана такая разница показателей. Во-первых, можно предположить, что какую-то роль сыграла разновременность снимков. Так, фотосъемка Дворянской улицы Тамбова проводилась не позднее 1909 г., а полное замощение улицы произошло в 1911 г.5, В том же году произошло замощение Новобазарной площади в Рязани. Но она попала на фото в уже замощенном виде6. Можно предполагать существование различных подходов городских властей к покрытию улиц и площадей. В Тамбове Базарная площадь была замощена лет на 20 раньше рязанской, тогда как центральные улицы в своем большинстве долго оставались мощеными частично.

В течение XX в. во всех трех областных центрах получили твердое покрытие все центральные улицы, попадавшие обычно на официальные фото, а также подавляющее большинство других участков городов, выборочно отражавшихся на фотографиях.

Визуальные источники дают возможность представить качественное содержание изучаемых объектов. Очевидно, что дорожное покрытие начала XX в. во многих случаях только отчасти решало вопрос "твердого" проезда или перехода улицы. При сохранении частично грунтовой дороги практически не решалась проблема грязи, которая транспортом и пешеходами разносилась и по покрытому булыжником полотну. Да и сам булыжник был недостаточно удобен. Тряская поездка по нему приводила к быстрой амортизации даже гужевого транспорта. Полное асфальтовое покрытие в достаточной мере подходит для современного транспорта и санитарных норм развитого урбанизированного пространства. Другое дело, что на "парадных" фотографиях далеко не всегда видны выбоины и повреждения.

На нескольких тамбовских, рязанских, пензенских фото начала XX в. видны мостки от тротуара к проезжей части, в некоторых случаях и ливневые канавки, через которые эти мостки прокладывались. Так, можно представить, как выглядела ливневая канализация начала XX в.

Пенза. Потоп на ул. Московской. Фото. 1958 г.

К сожалению, фотографии конца XX в. почти не запечатлели ливневой канализации. В принципе ясно, что многие из таких устройств просто не попадали на фотографии. С другой стороны, лужицы воды вдоль обочин на центральных улицах свидетельствуют о недостаточно хорошем качестве действия ливневой канализации. Отдельные снимки отчетливо свидетельствуют либо о полном отсутствии ливневой канализации даже на центральных улицах, либо о серьезных проблемах с ее эксплуатацией. В Пензе к началу XXI в. проблема "ливневки" была решена в сравнении с серединой XX в., когда на фото нередко попадали "потопы" на улицах города.,

Пензенские материалы позволяют уточнить изменения в покрытии городских дорог на двух более коротких отрезках времени - до середины XX в. и во второй половине этого столетия. В 1940-1960е гг. большинство попавших на фотографии дорог Пензы были покрыты асфальтом. Ту же ситуацию можно увидеть и на тамбовских фото 1950-х гг. Вместе с тем на снимках этих двух городов середины XX в. видны интересные черты "переходного периода" - сочетание местами булыжника и асфальта в Пензе или заросли бурьяна на вновь застроенной улице Тамбова. Поскольку отсутствие замощенных или асфальтированных улиц в середине XX в. зафиксировано в районах пензенских новостроек, можно сказать, что такого рода фотографии наглядно представили, как выглядела "коммунальная революция" 1950-1960-х гг.

Пенза. Дворянская улица. Фото начала XX в. Видно отсутствие тротуара с правой стороны.


Тротуары

Избранные источники позволяют увидеть и состояние городских тротуаров. На каждом втором снимке 1900х гг. их невозможно определить. Более явно просматривается небольшое возвышение дорожек для пешеходов, а в некоторых случаях и ограничительные столбики. Ракурс фотографий часто не позволял захватить обе стороны улицы. На отдельных фото видны случаи, когда власти "экономили" на одном из тротуаров. На фотографиях конца XX в. тротуары видны гораздо четче. В 90% случаев отразилось наличие с обеих сторон улиц асфальтовых пешеходных дорожек, ограниченных бордюрным камнем.

Интересные дополнительные данные дают пензенские фотографии середины XX в. В большинстве случаев можно точно говорить о наличии в городе оборудованных пешеходных устройств. Хотя по неофициальным снимкам этого времени видно невысокое качество тротуаров. Несколько тамбовских фотографий 1950-х гг. показывают, что в центральной части города тротуары явно существовали, а на изображениях окраинных улиц признаки пешеходных устройств почти просматриваются.

Тамбов. Сквер на Привокзальной площади. Фото конца XX в.


Освещение

С середины XIX в. важным показателем городского благоустройства стало уличное освещение. На 2/3 пензенских, рязанских и тамбовских фотографий 1900х гг. мы установили наличие или отсутствие фонарей. В Тамбове в половине случаев осветительные устройства на изученных отрезках улиц отсутствовали либо были единичными. В Рязани фонарей на снимках заметно больше. В Пензе ситуация была обратной. Здесь фотографий без фонарей оказалось вдвое больше.

В этом отношении наблюдался явный прогресс. Только на шестой части тамбовских, рязанских и пензенских снимков конца XX - начала XXI в. невозможно точно увидеть осветительные устройства. Можно сравнить и качество городских осветительных приборов в начале и конце XX в. В первом случае мы видим изображения маленьких столбиков с небольшими источниками света, во втором - высокие столбы с нависающими над дорогой крупными электрическими лампами.

Интересное дополнение дают пензенские фото 1940-1960х гг. С одной стороны, они свидетельствуют о том, что на центральных улицах города в середине XX в. уже стояли близкие к современным по конструкции фонарные столбы (чаще единичные, реже рядами). Но встречается немало фотографий, на которых уличные осветительные устройства вообще отсутствуют7.

А вот на восьми фотографиях Тамбова 1950-х гг. мы смогли увидеть только один столб с фонарем8. Даже на снимках центральной площади Ленина в кадр не попало ни одно осветительное устройство. Вряд ли фонари в городе того времени были так редки. Скорее всего, фотографы не сосредоточивали на них особого внимания, но в любом случае ясно, что осветительных устройств на улицах Тамбова середины XX в. было заметно меньше, чем полвека спустя.


Озеленение

Фотодокументы позволяют определить и степень озеленения губернских (областных) центров. Статистика обычно учитывает парки, деревья, газоны, цветы, высаженные городскими организациями. Но в начале XX в. во многих губернских городах России сохранялись немалые по размерам частные, учрежденческие, церковные усадьбы с обширными насаждениями плодовых и декоративных деревьев, кустарников, цветов, газонов, да и участками естественной растительности. Поэтому городское озеленение 1900х гг. было дополнением к усадебной зелени.

К концу XX в. в Пензе, Рязани и Тамбове еще остались частные и учрежденческие дворы с садиками и другими посадками. Но большая часть озеленения улиц и дворов многоэтажек стала заботой городского управления.

Рязань. Огородный участок в районе кремля. Фото начала XX в.

Изучение фотографий Тамбова 1900-х гг. показало единичность случаев, когда невозможно определенно установить наличие городского озеленения. Применительно к концу XX в. таких тамбовских кадров выявлено еще меньше. Почти на каждой третьей тамбовской фотографии начала XX в. отчетливо видно отсутствие озеленения на городской территории. В Пензе и Рязани доля таких фактов оказалась несколько большей. На снимках чаще видны единичные деревья, чем их ряды. В начале XX в. заметным явлением стали городские скверы и парки, которые получили отображение на нескольких тамбовских и пензенских фотографиях. На изученных рязанских фото того времени скверов и парков не оказалось. Центральная часть города становилась более современной в смысле преодоления естественной природной среды и нарастания искусственной каменной. С другой стороны, в районе Рязанского Кремля, расположенного в самом центре города, в начале XX в. оставались огороды и естественный, покрытый травой, берег. Тамбовские, пензенские и особенно рязанские городские власти начала XX в. уделяли недостаточное внимание озеленению. Впрочем, оправдание можно было найти в сохранявшейся естественной растительности и в озелененном "частном секторе".

Тамбов. Фонтан в городском сквере. Фото начала ХХ в.

Очевидно, основные работы по озеленению прошли во второй половине XX в. К концу XX в. городское озеленение значительно расширилось и стало разнообразнее. Отметим полное отсутствие снимков тамбовских улиц без городских насаждений. В Пензе только один отрезок улицы оказался без зелени. В Рязани фотографии без зеленых насаждений также единичны. На каждой третьей тамбовской фотографии 1990х гг. запечатлены городские скверы и парки (вдвое больше, чем в начале столетия). Уже нередким явлением стали газоны и цветники. Уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями и качество озеленения городской территории - один из критериев общероссийских конкурсов "Самый благоустроенный город". В 2001 и в 2013 гг. Тамбов занимал в нем второе место среди городов 1-й категории (административные центры регионов). Своеобразной формой городского озеленения в Тамбове, не встречающейся в Пензе и Рязани, стало прикрепление к фонарным столбам маленьких корзин с цветами. Мы выявили такие "объекты" озеленения на десятке тамбовских фотографий конца XX - начала XXI в.


Транспорт

Единственным видом городского общественного транспорта в начале XX в. в изучаемых городах являлись извозчики, которые получали свидетельства на ведение своей деятельности в Городской управе. По изученным нами фотографиям не всегда можно точно определить наличие в городе именно извозчиков. Часто непонятно, являлось ли запечатленное на снимке транспортное средство извозчичьим или иным. Поэтому мы учитывали только те изображения, на которых городские извозчики и особенно их организованные городом стоянки видны явно. На тамбовских фотографиях такие факты отразились примерно на каждой десятой фотографии. На рязанских фотографиях вообще не удалось определенно выявить извозчиков. На пензенских фото мы встретили их дважды.

А вот на снимках конца XX в. заметно наличие троллейбусов и автобусов. Наличие городских троллейбусных маршрутов отразилось не только в виде самих машин, но и троллейбусных проводов на половине тамбовских фотографий. Автобусы попадали в кадр значительно реже (чуть более десятой части тамбовских изображений). Несколько удивительной выглядит малочисленность оборудованных автобусных и троллейбусных остановок на улицах Тамбова. На пензенских и рязанских фотографиях мы вообще не увидели ни одной оборудованной остановки общественного транспорта. С уже отмеченной их немногочисленностью в Тамбове приходится констатировать почти полное отсутствие этого элемента городской инфраструктуры в изученных городах конца XX в.

Тамбов. Троллейбус в городском сквере. Фото начала ХХ в.

Процесс модернизации городского хозяйства отдельных областных городов России в течение XX в. отличался противоречивостью. При очевидном количественном росте современных элементов инфраструктуры города качественный анализ постоянно фиксировал те или иные недочеты. Ярким примером бессистемности стала картина, запечатленная на одной из пензенских фотографий середины XX в., - троллейбус, сползший с канаву, прорытую для прокладки коммуникаций.

Конечно, на парадных фотографиях редко встречаются подобные сцены. Трудно увидеть их и на обычных фото. Но все-таки жители российских областных центров, к сожалению, не понаслышке знают о наличии и в начале XXI в. "условно" асфальтированных дорог и тротуаров или запоздалом подведении коммуникаций к новым домам, о незакопанных месяцами канавах и уличных потопах из-за отсутствия "ливневки". Все это дает нам основание говорить о том, что визуальные источники отражают то, что можно назвать недоурбанизацией.


Примечания
1. Щукин Ю.К., Горелов А.А., Молчанова Г.А. и др. Тамбов старый, Тамбов новый: фотоальбом. Тамбов, 2011.
2. История, культура и традиции Рязанского края. [Электронный ресурс]. - http://history-ryazan.ru/gallery2/v/historical/ryazan_stariy_gorod2/svetskie/?g2_page=6
3. Пенза. Старые фотографии [Электронный ресурс]. - http://www.etoretro.ru/city1399.htm; Старая Пенза - http://old-penza.livejournal.com/
4. Пенза. Листая старинный альбом... Фотографии 1940-1960х гг. Автор-составитель И. Шишкин. Пенза, 2012.
5. Тамбов старый, Тамбов новый. С. 46.
6. История культура и традиции Рязанского края.
7. Пенза. Листая старинный альбом...
8. Иллюстрированная история Тамбовской области. Авторы-составители Андреев С.И., Дьячков В.Л., Канищев В.В. и др. Тамбов, 2008. С. 340-344, 353, 358.