Пентагон подготовит раздел территорий Сирии и Ирака

Определенные силы в Вашингтоне не устраивает мирное урегулирование в Сирии, при котором президент САР Башар Асад может остаться у власти по меньшей мере на время переходного периода. А возможно, по итогам выборов, и на более длительный срок. Сделанное за несколько дней до переговоров в Женеве между представителями Дамаска и вооруженной сирийской оппозицией заявление вице-президента США Джозефа Байдена о готовящейся интервенции американцев в Сирию фактически лишило смысла предстоящий переговорный процесс. Какие бы уточнения ни использовал в дальнейшем Белый дом, чтобы смягчить и закамуфлировать нежелательный эффект от слов Байдена, выглядит очевидным, что американские силовые ведомства взяли курс на военное вмешательство в Сирию. При этом никаких запросов на присутствие военнослужащих США официальный Дамаск не получал. Выступив по итогам переговоров с премьером Турции Ахметом Давутоглу, вице-президент США сказал буквально следующее: "Мы готовы, если политическое решение в Сирии будет невозможно, найти военное решение этой операции и дать отпор ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ)". Еще более конкретно объяснил планы Пентагона в Сирии руководитель американского оборонного ведомства Эштон Картер: "Мы ищем любые возможности, чтобы сделать больше. Там, в Сирии, начнется наземная операция".

"Хочу быть предельно ясным. Это стратегический вопрос. Нам необходимо помочь местным вооруженным силам в Сирии, а не заменить их. Речь идет именно о наземной операции", - пояснил планы своего ведомства глава Пентагона. С кем намерены воевать вместе с сирийскими повстанцами-суннитами американские военнослужащие, вице-президент США сообщил предельно откровенно. Это войска президента Сирии Башара Асада. Правда, на следующий день пресс-офис Байдена сообщил, что того неправильно поняли. Воевать американцы в Сирии будут с боевиками ДАИШ, а значит "никаких изменений в политике США не произошло".

Все эти звучащие из Белого дома и Пентагона противоречивые заявления демонстрируют скрытую от посторонних глаз борьбу, которая разворачивается между дипломатическим и военным ведомствами Соединенных Штатов. В то время, как госдепартамент США публично выступает за разрешение сирийского кризиса с помощью переговоров между противоборствующими сторонами в Женеве и поддерживает усилия спецпосланника ООН по Сирии Стефана де Мистуры, американский генералитет, напротив, называет стратегическим вопросом вторжение американских войск в Сирию под предлогом борьбы с ДАИШ.

По данным "РГ", в ходе состоявшейся несколько дней назад встречи госсекретаря Джона Керри и главы МИД Сергея Лаврова в Цюрихе, российская сторона напрямую поинтересовалась у американских коллег, выступают ли они за территориальную целостность Ирака и Сирии? Керри подтвердил: "да, выступают", и в этом вопросе цели России и США оказались схожими. Близких взглядов дипломаты двух стран придерживались и по вопросу о необходимости межсирийских переговоров. Их организацией, включая список участников, должен, по мнению Лаврова и Керри, заниматься, в первую очередь, спецпосланник ООН, тогда как внешнеполитические ведомства России и США будут лишь следить за этим процессом и оказывать ему необходимую политическую поддержку.

Иные взгляды на российско-американское сотрудничество по Сирии демонстрируют в Пентагоне, где выступают резко против любого стратегического взаимодействия между военными двух стран в Сирии, за исключением сугубо технических согласований. По словам главы американского оборонного ведомства, США поделятся подробностями наземной операции в Сирии с партнерами по "своей" коалиции, которые присоединятся к активной борьбе с террористами. Москва в их число не входит, поскольку "продолжает поддерживать действующий режим в Дамаске". А значит подготовленная Пентагоном интервенция способна привести к непредсказуемым последствиям, включая военное столкновение между российскими и американскими военнослужащими в Сирии.  Как утверждал Эштон Картер, американцы будут воевать "на земле" в рядах повстанцев суннитов, а значит не исключены многочисленные провокации со стороны "доброжелателей" Москвы. На переговорах с Керри, по данным "РГ", глава российского МИДа поднимал вопрос о необходимости более тесных контактов между американскими и российскими военными, но получил объяснение, что пока это сделать сложно.

Обещание военной поддержки воюющим с сирийской армией группировкам данное вице-президентом США накануне мирных переговоров в Женеве выхолащивает их смысл и делает бесполезными, поскольку обнадеживают противников Асада, что при поддержке со стороны Пентагона они смогут одержать победу. А значит, не следует спешить и договариваться о чем-либо с официальным Дамаском в женевском формате. Заранее объявленные американские планы вторжения в Сирию призваны поощрить к аналогичным шагам и "третью силу" - коалицию, возглавляемую Саудовской Аравией. Ранее Эр-Рияд уже заявлял о своих планах разместить в Сирии свой миротворческий контингент, но до конкретики дело не дошло. Теперь же, с учетом американских планов, саудитам придется поторопиться, чтобы не остаться в стороне в случае возможного раздела Сирии в будущем. А именно к такому сценарию, похоже, закулисно ведут дело пентагоновские стратеги, намечая раздел Сирии на зоны влияния - российскую, турецко-американскую, саудовскую. Хотя публично эти цели не озвучиваются.
Межсирийские переговоры в Женеве, которые при благоприятном раскладе начнутся на этой неделе, могут, в конечном итоге, оказаться пустой тратой времени, как из-за многочисленных противоречий внутри сирийской оппозиции, так и из-за нежелания официального Дамаска идти на необоснованные уступки. Добавлю, что потенциальные участники переговоров в Женеве отказались встречаться за общим столом переговоров и будут обмениваться требованиями, находясь в разных помещениях.

В Пентагоне недвусмысленно считают женевскую встречу тратой времени. Как сообщила Times, американские военнослужащие уже перестраивают бывший сельскохозяйственный аэродром на северо-востоке Сирии под авиабазу. Она будет расположена в нескольких километрах от границы Сирии с Турцией и Ираком. Взлетная полоса аэродрома увеличена с 700 до 1315 метров, что позволяет приземляться средним военно-транспортным самолетам. О том, что место под американскую базу выбиралось при непосредственном участии Турции, говорит заявление ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Тот объявил, что его страна "не потерпит российские формирования вдоль территории, простирающейся от границы с Ираком до Средиземного моря". Судя по тону Эрдогана, эти сирийские земли в Анкаре уже рассматривают в качестве будущей собственности, заполучить которую им помогут американцы. В ближайшее время в Ирак будет переброшена элитная 101 воздушно-десантная дивизия. Ее передислокацию в "горячую точку" глава Пентагона обосновал пафосно: "присоединением к битве против ДАИШ".

Под "крышей" еще не начавшихся в Женеве межсирийских переговоров в Вашингтоне на всякий случай не публично, готовятся к разделу Сирии и Ирака. И это реальность, с которой дипломатам России и США предстоит считаться.