Отмена транспортного налога должна компенсировать владельцам большегрузных машин дополнительные расходы, которые возникли у них в связи с введением платы за пользование общественными дорогами через систему "Платон" с 15 ноября 2015 года.
Сейчас плательщиками сбора являются более 123 тысяч грузоперевозчиков, именно столько зарегистрировано в системе "Платон", с общим количеством автопарка свыше 650 тыс. машин. Кроме того, часть перевозчиков, не зарегистрированных в системе, пока пользуется предоставленной государством временной услугой упрощенного оформления разовых маршрутных карт.
Основной вопрос, который интересует многих владельцев транспорта: будет ли налог просто отменен или предложен механизм зачета налога в счет уплаты сборов за пользование дорогами. О необходимости убрать один из платежей, которые взимаются с владельцев большегрузного транспорта, в декабре говорил президент России Владимир Путин.
"Своевременно нужно было отменить транспортный налог, можно было бы помочь людям выйти из тени и в то же время сохранить доходы", - сказал Владимир Путин и выразил надежду, что соответствующие поправки в законодательство будут приняты в начале 2016 года.
В сопроводительной записке к уведомлению говорится, что разработка законопроекта направлена на исполнение поручения президента. Переходного периода нет, закон вступит в силу сразу после принятия и официального опубликования.
При оперативной работе минфина это может произойти уже в первом квартале 2016 года.
"Эта мера поддержит бизнес, а значит, высока вероятность, что она приведет к росту налоговых поступлений в бюджет", - считает Роман Терехин, эксперт Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Заявление президента предполагало отмену транспортного налога. Но в последующем появились предложения засчитывать транспортный налог в счет уплаты сборов за пользование дорогами. В частности, такой механизм обсуждался в министерстве транспорта. Этот принцип, кстати, уже используется при уплате торгового сбора.
Из двух платежей (налога или сбора) платится та сумма, которая больше. Однако шансы на законодательное закрепление этого механизма минимальны. "В уведомлении говорится, что налог будет просто отменен для определенных видов транспорта. И это указано прямо", - считает Антон Соничев, эксперт центра "Общественная Дума".
Единственным критерием освобождения от транспортного налога сейчас является масса автомобиля выше 12 тонн. Но закон требует установления дополнительных требований к грузовикам, которые будут освобождены от транспортного налога. Так как не все автомобили с массой более 12 тонн ездят по дорогам общественного пользования.
Многие из них используются дорогами на территориях промышленных предприятий, на карьерах. Антон Соничев отмечает, документ должен содержать оговорку, что освобождение действует только для грузовых автомобилей, с которых в соответствии с законодательством РФ взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам.