Кирилл Разлогов, киновед, культуролог:
Толпа желающих посмотреть выставку Валентина Серова выломала дверь в здании на Крымском Валу! Людей с электронными билетами, которые имеют право пройти на выставку без очереди, оказалось слишком много, пишет "РГ". А мне кажется, что главная причина инцидента в Третьяковской галерее в том, что организаторы не были готовы к такому "сенсационному" наплыву посетителей.
Событие было так распиарено с помощью прессы, рекламы и способом "одна гражданка говорила, что обязательно надо сходить", что организаторы не справились. Почему бы было не распределить всех желающих посмотреть картины на несколько потоков: скажем,те, кто купил электронные билеты, пусть приходят в утренние часы, а те, кто оплачивает проход через обычную кассу, - вечером. Или можно было бы продлить часы работы галереи. Есть мировой опыт больших музеев, к примеру, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, где к таким экспозициям заранее готовятся, взвешивают все от "а" до "я" и не доводят до давки у входа.
Люди часто подвержены аффектам, эмоциональным всплескам, а особенно когда видят несправедливость: деньги за купленные в Интернете билеты уже перечислены, а пройти без проблем не получилось. Я ни в коем случае не оправдываю хулиганство тех, кто выломал дверь: хулиганов нужно наказывать. Но и разговоры о том, что очереди на подобные резонансные выставки создают только современные мещане, для которых искусство - не главное, важно поставить галочку в списке модных событий, не поддерживаю. Уверен, что на выставку хотели попасть и те, кто искренне любит искусство, но пока не знает, что в Москве картины Серова можно увидеть, например, и в Государственном историческом Музее, музее Изобразительных искусств, Литературном музее... Я надеюсь, что организаторы выставок научатся продумывать все подобные сложные моменты, не откажутся от столь грандиозных проектов и продолжат пропагандировать русское искусство и среди россиян, и в мире.