Новости

В России резко вырос спрос на имущество закрывающихся компаний
На рынке появляется все больше желающих обогатиться за счет банкротов. Одни покупают готовый бизнес, который, по их мнению, наименее подвержен влиянию кризиса. Другие специализируются на скупке имущества закрывающихся компаний.

"Статистика электронной торговой площадки "РоссияОнлайн" демонстрирует, что в 2014 году было проведено 1060 торгов на сумму чуть менее 50 миллиардов рублей, - говорит Станислав Клейменов, президент Российской гильдии арбитражных управляющих. - А в 2015 году уже 3210 торгов на сумму более 200 миллиардов рублей".

И основная волна распродаж еще впереди. С момента назначения управляющего до торгов проходит в среднем 1-1,5 года. Так что всплеск банкротств 2015 года (их число удвоилось) отразится на продажах имущества разорившихся компаний в 2016-2017 годах.

Что и как покупают? Статистика торгового портала "Фабрикант" также показывает рост интереса покупателей к имуществу банкротов. Почти в восемь раз вырос спрос на оборудование таких организаций. В 2014 году сделки на покупку оборудования были заключены на 458 миллионов рублей. А в 2015-м уже почти на 3,6 миллиарда рублей.

Почти в три раза возрос спрос на здания, сооружения и земельные участки. Меньший интерес вызывает автотранспорт. Количество его покупок выросло всего в 1,5 раза.

В 2015 году сделок по покупке дебиторской задолженности было совершено на 14,6 миллиарда рублей. Можно сказать, что эта собственность вызывает наибольший интерес охотников за имуществом банкротов. Как правило, речь идет о задолженности крупных должников, которая подтверждена вступившим в силу судебным актом.

В этом "бизнесе на банкротах" есть свои секреты. Например, покупать быстро на торгах, с которых продается имущество банкротов, не принято. Чем дольше идут торги, тем выгоднее лот.

"Имущество банкротов продается на первых торгах по оценочной стоимости, на повторных снижается на десять процентов, а далее если никто его не приобрел, то выставляется на торги, которые называются "публичное предложение", когда цена снижается до тех пор, пока не найдется покупатель", - поясняет Станислав Клейменов. По статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве, 93 процента всех сделок по продаже имущества заключаются на этапе "публичного предложения" в среднем за 10 процентов первоначальной стоимости. "В процедурах банкротства продается всегда и все, это только вопрос цены", - считает Клейменов.

Но далеко не все предприниматели, собирающиеся выйти из бизнеса, готовы разорить компанию и объявить ее банкротом. Компромиссным решением является ее продажа. "Некоторые бизнесы изначально строятся с целью выгодной перепродажи", - поясняет Кирилл Бигай, соучредитель и управляющий партнер Preply. Кроме того, любой кризис характеризуется заметным перераспределением ресурсов.

"Осторожные предприниматели пытаются избавиться от невыгодных активов", - поясняет эксперт. В числе первых претендентов на продажу - компании малого бизнеса, среди главных претендентов на их покупку - средний и крупный бизнес. Последний будет пополнять активы новыми компаниями и имуществом, приобретенными по заведомо низкой цене.

По мнению экспертов, наименьшие шансы на продажу сегодня имеют хостелы, парикмахерские и кафе. "Сокращается число точек общепита, салонов красоты", - говорит Кирилл Бигай. При падающих доходах население начинает экономить на том, от чего можно легко отказаться. В то же время в почете виды бизнеса, которые оказывают людям основные услуги. К примеру, сейчас выгодно открывать автосервис. Среднее время владения автомобилем в Москве выросло с 5 до 7 лет, а машинам постарше чаще нужен ремонт.

По данным Avito, больше всего потенциальные бизнесмены интересуются приобретением компаний в сфере услуг (29 процентов), в торговле (28 процентов) и общественном питании (14 процентов).

Инфографика "РГ". Фото: Антон Переплетчиков / Ирина Жандарова

Невыездной бизнес

Предложение на рынке готового бизнеса в туристической сфере выросло на 100 процентов по сравнению с прошлым годом, однако ликвидных объектов мало, показало исследование Re:Sale Expert. Предложение составляет 50-60 объектов в месяц, иногда достигает 100. Из всего объема ликвидных объектов - всего 10-15 процентов.

"Мы видим, что многие стремятся избавиться от турфирм. По Москве предложение выше спроса. Количество ликвидных объектов неизменно. Это те, кто не зависит от изменившейся конъюнктуры и кризиса, кто не работал по массовым направлениям. Индивидуальный, экстремальный туризм, экзотические и редкие направления, в том числе внутрироссийские", - отмечает Павел Горбов, исполнительный директор Re:Sale Expert.

В среднем дисконт на турфирмы к концу 2015 года составляет 15-20 процентов, некоторые реализуются со скидкой до 50 процентов. Стоимость бизнеса упала примерно на треть. Сегодня турфирмы оцениваются в диапазоне от 1 до 5 миллионов рублей, тогда как годом ранее это было 3-8 миллионов.

В прошлом году основными причинами продаж были разорение крупных туроператоров и колебания курсов валют. В этом году к ним добавились кризис и запрет популярных направлений.

Увеличился период проведения сделки. Если годом ранее это было 2-3 недели, то сейчас 4-5 недель. Сроки окупаемости бизнеса также выросли: с 10-11 месяцев в прошлом году до 18 в этом. "Проблема в том, что индустрия не может дать долгосрочных перспектив. Стало сложно прогнозировать экономику бизнеса, ситуация во многом непредсказуема. Мы стали более тщательно проверять объекты, анализировать ниши, внимательно смотреть перспективы и прогнозировать риски. Появилась необходимость в составлении прогноза на будущее. Мы показываем фактический оборот, затем убираем из него Египет и Турцию и смотрим перспективу. Все это приводит к тому, что отсеивается до 85 процентов объектов", - поясняет Горбов.

Маржинальность бизнеса упала на четверть. Еще в прошлом году доходность турфирмы в месяц начиналась от 100 тысяч рублей и доходила в среднем до 500 тысяч, в этом - нижняя планка опустилась до 60 тысяч. У ликвидных объектов чистая прибыль составляет 300-350 тысяч рублей ежемесячно.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке