- Впервые за долгое время областная власть станет работать по однолетнему бюджету, - сообщила заместитель брянского губернатора Галина Петушкова. - Это позволит нам оперативнее реагировать на изменения в экономической ситуации. Тем не менее основные социальные обязательства перед жителями будут выполнены.
О выполнении обязательств говорили и в прошлом году. Уже тогда в моду вошла "экономная экономика", и теперь власти регионов спокойно занимаются "бухгалтерией", оставив попытки глобальных прорывов и инвестирование в развитие инфраструктуры до лучших времен. В итоге социальная ориентированность осталась единственной характеристикой, которую чиновники решились дать планам на 2016 год. Вот как описал подход к формированию бюджета калужский губернатор Анатолий Артамонов:
- Проверочная формула простая: если мы не профинансируем те или иные расходы, случится ли катастрофа? Нет - значит, отложим это на 2017-2018 годы, когда станет легче. Главное - не нарушить принцип полного и своевременного обеспечения социальных расходов.
Нет сомнений, что и в других регионах к делу подошли примерно так же, однако концептуальные различия между бюджетами центра России все же есть. Так, в Смоленской и Рязанской областях - впервые в новейшей истории - сумели уравнять доходы и расходы.
- Это не от хорошей жизни, - признал смоленский губернатор Алексей Островский. - Это настойчивое требование министерства финансов. Есть критерии, определенные минфином для субъектов Федерации, по каким принципам должен формироваться региональный бюджет. Поэтому объем государственного долга области и иные показатели понудили нас сформировать его бездефицитным.
Об этом же заявляла и рязанский министр финансов Марина Наумова. По ее словам, расходы региональной казны формировались в условиях жестких бюджетных ограничений, которые "обусловлены, прежде всего, замедлением темпов роста налоговых и неналоговых поступлений, а также необходимостью выполнения обязательств по сокращению госдолга".
Способность чиновников сформировать бездефицитный бюджет - явление редкое. В Смоленской области были годы, когда по итогам исполнения главного финансового документа доходы оказывались равны расходам или даже их превышали, но разрабатывался план всегда дефицитным, а в последние годы - предельно дефицитным. Каким образом эту тенденцию удалось переломить и чем для этого пришлось пожертвовать, осталось неизвестным. Руководители финансового сектора на Смоленщине впечатлениями от принципиально нового подхода к формированию бюджета не делились.
Государственный долг Смоленской области на 1 декабря 2015 года составил 24,38 миллиарда рублей, Рязанской - 27,28. Это высокие показатели по сравнению с Брянской (12 миллиардов) и Тульской (16,3) областями. Но в Калужской госдолг выше (28,3 миллиарда), однако там уравнивать доходы с расходами не стали - ожидаемый в 2016 году дефицит превысит три миллиарда рублей. Здесь снова стоит упомянуть местного губернатора: в период работы над проектом региональной казны он четко определил способ преодоления финансовых трудностей: "Нужно убрать все преграды для развития бизнеса. Ко всем контролирующим организациям просьба: перестаньте "кошмарить" бизнес".
У самой богатой из рассматриваемых регионов, Тульской области, дефицит еще больше - 3,5 миллиарда рублей, хотя год назад местные власти говорили о необходимости жить по средствам и работали над сокращением разницы между доходами и расходами. Сейчас это единственный субъект Федерации в Центральной России, где не стали отказываться от трехлетнего финансового плана и сформировали бюджет на 2016 год и плановый период 2017-го и 2018-го. Косвенной причиной такого подхода, возможно, явилась программа "Народный бюджет", реализуемая в Тульской области при участии средств населения, спонсоров, местных и регионального бюджетов и позволяющая отремонтировать дом или дорогу, благоустроить двор или парк, построить детскую площадку и так далее. В 2016-м объем финансирования программы составит 700 миллионов рублей, стоимость отдельных проектов увеличена до 10 миллионов, и наиболее трудоемкие из них, возможно, реализовать в течение года не удастся. В таких условиях администрации действительно нужно планировать финансовую деятельность на несколько лет - несмотря на то, что от этой практики в нынешних экономических условиях в России отказались.
Стоит отметить и еще одно различие: сокращения доходов ждут далеко не во всех регионах. Так, в Калужской области ожидаемые в 2016 году доходы (39,8 миллиарда рублей) существенно меньше, чем в 2015-м (43,6 миллиарда), та же картина и на Брянщине (падение с 41 миллиарда до 36,6). Остальные ждут роста поступлений: Рязанская область - с 38,3 миллиарда до 40,5, Смоленская - с 30,1 до 34,3, а Тульская - так и вовсе с 45,4 до 60. В частности, в Смоленской области рассчитывают на рост поступлений основных налогов - на прибыль и доходы физических лиц, хотя тот же НДФЛ не оправдал ожиданий уже в 2015 году, и нет особых оснований полагать, что в этом году в регионе вдруг начнут расти зарплаты или будет создано заметное количество новых рабочих мест. Впрочем, в случае возникновения подобных вопросов у чиновников всегда есть универсальный ответ: "Бюджет - живой организм. В него можно внести коррективы".