20idei_media20
    26.01.2016 09:45
    Рубрика:

    Регионы Центральной России не сократили социальные расходы

    Бюджетный процесс в регионах Центральной России в этом году освещался скупо и новостей практически не принес. Главные финансовые документы Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской областей традиционно получились социально ориентированными. От 64 (Смоленск, Калуга) до 74 процентов расходов (Рязань) направлено на соцсферу. При этом власти всех регионов объявили, что не отказываются ни от одного из обязательств перед гражданами и индексируют выплаты, пособия и стипендии на 6,4 процента с 1 октября 2016 года.

    - Впервые за долгое время областная власть станет работать по однолетнему бюджету, - сообщила заместитель брянского губернатора Галина Петушкова. - Это позволит нам оперативнее реагировать на изменения в экономической ситуации. Тем не менее основные социальные обязательства перед жителями будут выполнены.

    О выполнении обязательств говорили и в прошлом году. Уже тогда в моду вошла "экономная экономика", и теперь власти регионов спокойно занимаются "бухгалтерией", оставив попытки глобальных прорывов и инвестирование в развитие инфраструктуры до лучших времен. В итоге социальная ориентированность осталась единственной характеристикой, которую чиновники решились дать планам на 2016 год. Вот как описал подход к формированию бюджета калужский губернатор Анатолий Артамонов:

    - Проверочная формула простая: если мы не профинансируем те или иные расходы, случится ли катастрофа? Нет - значит, отложим это на 2017-2018 годы, когда станет легче. Главное - не нарушить принцип полного и своевременного обеспечения социальных расходов.

    Нет сомнений, что и в других регионах к делу подошли примерно так же, однако концептуальные различия между бюджетами центра России все же есть. Так, в Смоленской и Рязанской областях - впервые в новейшей истории - сумели уравнять доходы и расходы.

    - Это не от хорошей жизни, - признал смоленский губернатор Алексей Островский. - Это настойчивое требование министерства финансов. Есть критерии, определенные минфином для субъектов Федерации, по каким принципам должен формироваться региональный бюджет. Поэтому объем государственного долга области и иные показатели понудили нас сформировать его бездефицитным.

    Об этом же заявляла и рязанский министр финансов Марина Наумова. По ее словам, расходы региональной казны формировались в условиях жестких бюджетных ограничений, которые "обусловлены, прежде всего, замедлением темпов роста налоговых и неналоговых поступлений, а также необходимостью выполнения обязательств по сокращению госдолга".

    Способность чиновников сформировать бездефицитный бюджет - явление редкое. В Смоленской области были годы, когда по итогам исполнения главного финансового документа доходы оказывались равны расходам или даже их превышали, но разрабатывался план всегда дефицитным, а в последние годы - предельно дефицитным. Каким образом эту тенденцию удалось переломить и чем для этого пришлось пожертвовать, осталось неизвестным. Руководители финансового сектора на Смоленщине впечатлениями от принципиально нового подхода к формированию бюджета не делились.

    Власти регионов оставили попытки глобальных прорывов и инвестирование в развитие инфраструктуры до лучших времен

    Государственный долг Смоленской области на 1 декабря 2015 года составил 24,38 миллиарда рублей, Рязанской - 27,28. Это высокие показатели по сравнению с Брянской (12 миллиардов) и Тульской (16,3) областями. Но в Калужской госдолг выше (28,3 миллиарда), однако там уравнивать доходы с расходами не стали - ожидаемый в 2016 году дефицит превысит три миллиарда рублей. Здесь снова стоит упомянуть местного губернатора: в период работы над проектом региональной казны он четко определил способ преодоления финансовых трудностей: "Нужно убрать все преграды для развития бизнеса. Ко всем контролирующим организациям просьба: перестаньте "кошмарить" бизнес".

    У самой богатой из рассматриваемых регионов, Тульской области, дефицит еще больше - 3,5 миллиарда рублей, хотя год назад местные власти говорили о необходимости жить по средствам и работали над сокращением разницы между доходами и расходами. Сейчас это единственный субъект Федерации в Центральной России, где не стали отказываться от трехлетнего финансового плана и сформировали бюджет на 2016 год и плановый период 2017-го и 2018-го. Косвенной причиной такого подхода, возможно, явилась программа "Народный бюджет", реализуемая в Тульской области при участии средств населения, спонсоров, местных и регионального бюджетов и позволяющая отремонтировать дом или дорогу, благоустроить двор или парк, построить детскую площадку и так далее. В 2016-м объем финансирования программы составит 700 миллионов рублей, стоимость отдельных проектов увеличена до 10 миллионов, и наиболее трудоемкие из них, возможно, реализовать в течение года не удастся. В таких условиях администрации действительно нужно планировать финансовую деятельность на несколько лет - несмотря на то, что от этой практики в нынешних экономических условиях в России отказались.

    Стоит отметить и еще одно различие: сокращения доходов ждут далеко не во всех регионах. Так, в Калужской области ожидаемые в 2016 году доходы (39,8 миллиарда рублей) существенно меньше, чем в 2015-м (43,6 миллиарда), та же картина и на Брянщине (падение с 41 миллиарда до 36,6). Остальные ждут роста поступлений: Рязанская область - с 38,3 миллиарда до 40,5, Смоленская - с 30,1 до 34,3, а Тульская - так и вовсе с 45,4 до 60. В частности, в Смоленской области рассчитывают на рост поступлений основных налогов - на прибыль и доходы физических лиц, хотя тот же НДФЛ не оправдал ожиданий уже в 2015 году, и нет особых оснований полагать, что в этом году в регионе вдруг начнут расти зарплаты или будет создано заметное количество новых рабочих мест. Впрочем, в случае возникновения подобных вопросов у чиновников всегда есть универсальный ответ: "Бюджет - живой организм. В него можно внести коррективы".

    Поделиться: