Новости

В регионах задумались о снижении себестоимости коммунальных услуг
Если оценить суммы в ежемесячных счетах, выставляемых жильцам, то строка "коммунальные услуги" по-прежнему остается самой расходной статьей. В нее входят теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, электро- и газоснабжение. Рост тарифов на услуги ЖКХ должен произойти с 1 июля 2016 года. В целом подорожание, по прогнозам экономистов, не превысит уровня инфляции, а это около шести процентов. Однако в регионах СЗФО жилищники уже ищут способы оптимизировать расходы.

Перемена мест слагаемых

Плата за жилье и коммунальные услуги включает в себя три основных пункта: содержание жилого помещения, коммунальные услуги и взнос на капремонт. Последняя расходная статья в этом году изменений не претерпит.

Размер ежемесячной платы за жилое помещение определяется самими же собственниками жилья с учетом пожеланий управляющей организации. При желании на этих расходах можно сэкономить, утвердив работы по содержанию жилья в пределах установленного постановлением правительства РФ минимального перечня. К нему относятся работы, выполняемые в отношении фундаментов, подвалов, стен, крыш, лестниц, фасадов, инженерных систем, а также содержание помещений, относящихся к общедомовому имуществу, включая их уборку, содержание земельных участков и ряд других.

Лишь в случае, если собственники жилья не приняли решение об утверждении соответствующего размера платы, перечень и стоимость работ будут устанавливаться органами местного самоуправления уже без учета пожеланий граждан.

С 1 апреля 2016 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, предоставляемых на общедомовые нужды (освещение и отопление на лестничных клетках, вода) будут перенесены из категории коммунальных услуг в строки платежки по содержанию жилого помещения. В свою очередь, затраты на сбор и вывоз ТБО, спрятанные сегодня в строке "Содержание жилого помещения", будут выделены в отдельную коммунальную услугу и прописаны от-дельной графой. Отметим, что общая сумма в конечном итоге не изменится.

Разыскивается концессионер

На сегодняшний день неплатежи населения за "коммуналку" остаются самой актуальной проблемой. Огромные долги перед ресурсоснабжающими организациями не дают возможности для реализации планов по модернизации. Поэтому региональные власти ищут пути снижения себестоимости коммунальных услуг.

Так, к примеру, в НАО поддержка предприятий коммунальной сферы оказывается по двум направлениям: ремонт и реконструкция коммунальной инфраструктуры, а также субсидирование тарифов для населения. Таким образом, возникает двойная нагрузка на бюджет.

По информации заместителя начальника управления по государственному регулированию цен (тарифов) НАО Людмилы Выдриной, модернизированные производственные объекты передаются из окружной или муниципальной собственности в хозяйственное ведение унитарных предприятий.

Выдрина уточнила, что в соответствии с налоговым законодательством РФ для коммерческих организаций основные средства, созданные либо приобретенные за счет целевых бюджетных средств, не подлежат амортизации. Но для унитарных предприятий по переданным в хозяйственное ведение основным средствам начисляется амортизация, которую регулятор обязан включить в тариф.

Так, по результатам проведенной за счет бюджетных средств модернизации основных производственных фондов ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция" увеличение расходов только в части амортизационных отчислений возросло с 50 миллионов в 2012-м до 82 миллионов рублей в 2015 году. Увеличение расходов составляет семь процентов от действующего тарифа на электроэнергию. В настоящее время включенная в тариф амортизация является источником финансирования реконструкции оборудования электростанции.

По услуге теплоснабжения за тот же период произошло увеличение расходов на амортизационные отчисления на 10,5 миллиона рублей, или на 3,7 процента от стоимости тарифа на тепловую энергию. В 2016 году ожидается завершение работ по реконструкции очистных сооружений на сумму порядка 800 миллионов рублей, что приведет к росту тарифа на 35-45 процентов услуги по водоотведению для городского населения в случае передачи их в хозяйственное ведение унитарного предприятия.

Для недопущения роста тарифов на коммунальные услуги устанавливаются льготные тарифы для населения, а недополученные доходы предприятий возмещаются из средств бюджета. Так, с 2016 года в строке расходов бюджета НАО появились две новые субсидии - на услуги водоотведения и водоснабжения для городского населения.

- Дальнейшее увеличение нагрузки на бюджет недопустимо, и в конечном итоге при неблагоприятном развитии ситуации могут пострадать и предприятия, и население, считают эксперты.

Сейчас в НАО рассматриваются предложенные варианты передачи в концессию коммунальных предприятий.

- ГЧП или концессионные соглашения - это когда у руля дают постоять предпринимателям, а все имущество остается в собственности муниципалитета, - говорит заместитель директора аналитического департамента ИК "Окей Брокер" Сергей Алин. - Однако необходимо сделать правила игры еще более понятными для бизнеса, что особенно важно на длинном сроке: обычно концессионное соглашение заключается на 15 лет. Этому может помочь введение долгосрочных тарифов. Они будут лучшим стимулом для притока инвестиций в сферу ЖКХ.

Таких перспективных проектов в СЗФО пока немного. На условиях ГЧП идет строительство котельных на сжиженном природном газе в Псковской области. В Архангельске также решается вопрос о передаче имущества МУП "Водоканал" в концессию. Но пока частное предприятие -концессионер не определено, архангельский "Водоканал" считается проблемным предприятием Поморья. Сначала был скандал с выделенными деньгами из Европейского фонда реконструкции и развития, которые ушли не на те цели, а долги по кредиту закрывала мэрия. В прошлом году на директора предприятия завели уголовное дело, а изношенность водопроводных сетей в городе уже давно стала притчей во языцех.

- Проблема высокой себестоимости коммунальных услуг напрямую связана с большой изношенностью тепло- и водосетей и электропроводов, - согласен консультант компании "Юридическая служба столицы" Дмитрий Ястребов. - Необходимо привлекать внебюджетные источники для решения данного вопроса, а для этого нужно создание и развитие рыночной среды в сфере ЖКХ. Наряду с этим, рыночный экономический механизм ориентирован на использование заемных инвестиций, а экономическая привлекательность проектов ресурсосбережения как для инвестора, так и для организаций ЖКХ состоит в наличии гарантированного источника погашения кредита из средств, сэкономленных в результате сокращения издержек производства.

Сейчас для архангельского "Водоканала" разработана дорожная карта мероприятий, которая могла бы вывести предприятие из кризиса. Но пока все упирается в вопрос: а за чей счет?

- В сфере ЖКХ и тарификации услуг прозрачности мало, мало и контроля. Качество поставляемых ресурсов редко совпадает с теми, которые оговорены в договорах. Это дает возможность производителям и поставщикам ресурсов "экономить" за счет потребителя, - считает петербургский эксперт по ЖКХ Александр Просолов.

Открытые форточки

Еще одним путем снижения себестоимости коммунальных услуг эксперты называют внедрение энергоэффективных технологий.

- Одним из актуальных направлений снижения стоимости коммунальных услуг для жильцов многоквартирного жилого дома являются работы по профилактике теплопотерь зимой, - говорит доцент кафедры "Маркетинг и логистика" Финансового университета при правительстве РФ Александр Арский. - Отсутствие герметичных стеклопакетов на окнах, отсутствие уплотнителей на дверях в подъезд, а также ветшание год от года тепловой изоляции внешних стен дома приводят к колоссальным тепловым потерям. Ввиду того, что во многих многоквартирных домах установлены счетчики тепловой энергии, все эти теплопотери оплачиваются жильцами дома пропорционально занимаемой ими площади.

Таким образом, устранение этих потерь позволяет снизить потребление тепловой энергии, а следовательно, исключить затраты на ее оплату. Еще одним направлением экономии теплоэнергии является регулирование подачи тепловой энергии непосредственно в помещении.

- Многие обращали внимание на регуляторы, установленные на батареях центрального отопления, но далеко не все ими пользуются для поддержания комфортной температуры в помещении, почти всегда, особенно в офисах и государственных учреждениях, обитатели предпочитают открыть форточку, а не крутить регулятор, - замечает он.

В масштабе региона помочь энергосбережению могут специализированные программы, по которым привлекаются частные компании, занимающиеся энергосберегающими проектами. Существующая конъюнктура на этом рынке позволяет за счет конкуренции снизить себестоимость отдельных видов коммунальных услуг.

Кстати

С этого года собственников жилья, которые пока не ведут учет потребленного электричества, горячей и холодной воды, решили "подтолкнуть". Сейчас при расчете платы за коммунальные услуги в случае отсутствия в квартирах индивидуальных приборов учета будут использоваться повышающие коэффициенты: с 1 января по 30 июня 2016 года - 1,4, с 1 июля по 31 декабря - 1,5, с 1 января 2017 года - 1,6.