Постановка 2016-го - одна из самых массовых в российских театрах. На сцене задействованы около трехсот человек (включая хор, детей из хореографического училища), а также тигрица Шакира, которая блистательно сыграла мечущегося животного в клетке. Во втором акте дрессировщица Анастасия Смирнова провела тигрицу через всю сцену, и только после того, как хищница скрылась за кулисами, зал выдохнул и громко зааплодировал. В эпоху Древнего Рима зрителя переносят ошеломляющие декорации художника-постановщика Вячеслава Окунева. Зритель как бы сам становится участником всех событий, которые разворачиваются на фоне то Колизея, то Везувия.
- Я пытался сделать спектакль как широкоформатный художественный фильм. Мой принцип: все живое в театре должно двигаться. Много каскадерских трюков, натуральные бои, декорации меняются на глазах у зрителей. Кордебалет - армия Рима и восставшие гладиаторы - не просто дополняет солистов, это мощное действующее лицо. Грандиозная новосибирская сцена создана для таких спектаклей. У меня сложная хореография - много движений, буквально на каждый такт, - рассказал хореограф-постановщик Георгий Ковтун.
Денис Матвиенко, исполнитель главной роли, назвал новый "Спартак" балетом-блокбастером, а Марат Шемиунов, который вышел на сцену в роли Красса, феерическим действом.
Тем не менее спектакль Ковтуна вызвал неоднозначную реакцию среди новосибирских зрителей. Мало кто назвал его балетом. Скорее шоу или цирковым выступлением.
В соцсетях развернулась настоящая полемика: как относиться к новой постановке в любимом театре, который в последнее время и так дает повод для дискуссий (взять хотя бы ремонт здания и помещений - новые интерьеры памятника архитектуры кое-кто сравнивает с обстановкой казино). "Это же массмаркет! Народу на сцене не сосчитать, декорации все перемещаются, даже тигрицу привезли. Зачем? Скорее представляешь себя на массовом мероприятии на площади, где главное - толпа", - пишет комментарий пользовательница Cети.
Журналист Константин Антонов с оговоркой, что это его "личные заметки дилетанта", написал: "По-моему, автор либретто, рисуя картинку противоборства римской деспотии и местного "пролетариата", насмотрелся клипов. А вот единого действия не было. А ведь музыка Хачатуряна, размеры сцены Новосибирского театра давали постановщику все возможности для того, чтобы превратить массовые сцены в стремительное, экспрессивное, хореографически точное стремление к жизни".
В том же духе рассуждает ведущая программы "Есть мнение" на радио "Вести ФМ" Ирина Левит: "Попытка переиначить на оригинальный лад классическое произведение - это прежде всего стремление завлечь широкого, нередко малокультурного, привыкшего к простоте, а порой радующегося пошлости зрителя. А значит - возможность побольше срубить денег?.. Ничего не имею против балагана, цирка, эстрады... А также против попкорна и Стаса Михайлова. Но, может, разделим понятия? Может, не будем совмещать фрак и валенки? Может, во фраке лучше ходить по сцене, а в валенках - по снегу?"
Сомнения по поводу "Спартака" попробовала развеять заместитель генерального директора театра по связям с общественностью Светлана Наборщикова.
- С тем же основанием можно спросить: зачем нужны новые постановки "Лебединого озера", когда есть бессмертная версия Петипа-Иванова? Ответ очевиден: для разнообразия впечатлений, без которого театр - не театр. Сумрачный "Спартак" Юрия Григоровича и Симона Вирсаладзе - уже нетленная классика. Его величия нисколько не умалит возникшее рядом (не взамен) еще одно прочтение великолепной музыки Арама Хачатуряна. А два одинаковых названия в репертуаре - не редкость. В Мариинском театре в Санкт-Петербурге в свое время давали две "Спящие красавицы", две "Баядерки", два "Щелкунчика". Выбор за зрителем, - высказалась Светлана Наборщикова.
Впрочем, стоит признать: то, что в новом "Спартаке" показала балетная труппа, - достойно уважения. Таких поддержек - близких к акробатике - на новосибирской сцене еще не было. В новом "Спартаке" порадовал недавний выпускник Академии русского балета им. Вагановой Никита Ксенофонтов, станцевавший Вакха. Дуэт Красса и Эгины (Марат Шемиунов и Анна Одинцова) был убедительным, страстным, хотя там, где стоило бы "тянуть носок", балерине было предложено исполнить акробатические трюки.
Зрители отметили и работу Дениса Матвиенко (Спартак) - "на сцене артистичен и правдоподобен", и само совершенство - нежнейшую и тонкую Ольгу Гришенкову (Фригия). И это их искусство не могли затмить - ни чудо-фейерверк, ни перемены пышных декораций, ни даже хищница Шакира.