В последние годы Даниил Хармс, известный в свое время лишь как детский писатель, вновь привлекает к себе внимание. Сегодня нет недостатка в его книгах: выходят редкие издания, иллюстрированные биографии, собрания сочинений. Частый гость он и в театральной жизни. Самый громкий пример прошлого года - премьера спектакля Максима Диденко "Хармс. Мыр" в московском Гоголь-центре.
- Меня часто спрашивают, почему Хармс сегодня так популярен, особенно среди молодых людей? Здесь, как мне кажется, два ответа. Первый - он действительно хороший писатель, и второй, не столь очевидный: есть авторы, которые создали произведения, а сами остались в тени, с Хармсом же все наоборот. Произведение Хармса - он сам, его личность и образ. Ведь он был абсолютно театральным писателем, а потому превратил в театр свою жизнь, - рассказывает биограф знаменитого авангардиста Валерий Шубинский.
Главным событием юбилейного года станет, пожалуй, выход картины "Хармс". Сейчас работа над ней уже в финальной стадии, а премьера пройдет на одном из международных фестивалей. На главную роль режиссер Иван Болотников пригласил польского актера Войцеха Урбаньски, музыкальным сопровождением занималась группа "АукцЫон", а снималось все в Северной столице и ее окрестностях.
- Как ни странно, это будет первый художественный фильм о Хармсе. Пока существуют только документальные, - отмечает продюсер картины Андрей Сигле. - В нашей работе мы постарались ответить на вопросы, касающиеся жизни писателя, а их много. Хармс - это тяжелая судьба, но яркие и запоминающиеся произведения. Честно говоря, в процессе вся съемочная группа была просто влюблена в героя.
Нужно сказать, что в съемках поучаствовали и настоящие раритеты - вещи, некогда принадлежавшие Хармсу. Среди них поистине судьбоносный чемодан, в который, когда писатель был арестован, друзья собрали все его рукописи. В нем они хранились вплоть до 60-х годов, и именно из этого чемодана появилась вселенная по имени Хармс, уверяют литературоведы. Есть еще радиоприемник, стоявший в комнате писателя, столик из коридора, на котором находился телефон, неопубликованные автографы, фотографии. Все эти экспонаты собирало петербургское издательство "Вита Нова": что-то передавали родственники поэта, что-то близкие его друзей. С 2007 года собралась внушительная коллекция, которую уже дважды показывали в виде временных экспозиций. Но, конечно, подчеркивают в издательстве, хотелось бы открыть постоянный музей. Кстати, разговоры об этом в Петербурге ведутся не первый год.
- Этот музей должен быть особым, там не должно быть пыльных витрин. Сейчас все упирается в финансирование, которое должно быть не разовым, а постоянным. Кроме того, нужна концепция, ведь открыть музей - это не просто создать выставку, - говорит главный редактор издательства Алексей Дмитренко.