26.01.2016 21:35
    Поделиться

    Власти искусственно ограничили доступ частных клиник к госзаказам

    Негосударственным медицинским организациям достается не более 2 процентов бюджетных средств
    Возможности коммерческих клиник искусственно ограничивают, распределяя объемы госзаказа через комиссии при органах исполнительной власти в регионах. Но при этом предпочитают загружать "свои" учреждения, а не "частника", пусть даже его услуги более востребованы населением.

    По данным исследования "Индекс ОПОРЫ", в российском здравоохранении работает лишь 1,5 процента малых и средних предприятий, хотя в других странах их доля равна 15 процентам.

    Но уж если не рады частнику в системе ОМС, что говорить о тех, кто предоставляет услуги в еще менее развитых секторах здравоохранения. Врач Светлана Тарасова из Ижевска создала службу сиделок, а потом и реабилитационный центр для больных, перенесших инсульт, - в этой сфере у нас не то что дефицит, а черная дыра почти полного их отсутствия. Услуга более чем востребованная, люди готовы платить за квалифицированную помощь своим близким. "После оптимизации у нас в городе освободились несколько учреждений здравоохранения, - рассказывает Светлана Тарасова. - Центр у нас маленький, всего 11 коек, но хотим расширяться. Не раз обращались с просьбой выделить освободившееся здание. Так ничего и не получили".

    Более того, если пациентам центра требуется не только реабилитация, но и врачебная помощь, не всякий раз приедет туда "скорая" - раз частники, то платите за каждый вызов. Как будто лечат в центре инопланетян, а не застрахованных по ОМС граждан. А если пациенту пора оформлять инвалидность, то и это в центре сделать не имеют права - надо выпихивать инвалида по домашнему адресу. "Нам нужен переход от госмонополии в управлении здравоохранением к государственно-общественной модели, - считает глава Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александр Солонин. - В частных клиниках менеджмент более продвинутый, в них стремятся к сокращению издержек и повышению эффективности".

    К примеру, строительство центра протонной терапии на частные инвестиции в Санкт-Петербурге обходится в 3 раза дешевле, чем его возведение на средства бюджета. В частных общих врачебных практиках, которые оказывают амбулаторную помощь по полисам ОМС в Санкт-Петербурге и Ульяновске, практически нет платных услуг, отмечает Солонин.

    Конечно, тарифы ОМС не покрывают издержек "частников", осложняют работу и валютные риски при колебаниях курса, и долгий период окупаемости, и жесткий контроль со стороны территориальных фондов ОМС, и невозможность возврата крупных инвестиций без помощи государства. Даже самостоятельно потратить заработанные по ОМС деньги на оборудование, если оно стоит больше 100 тыс. руб., частные клиники не могут - надо просить разрешения у фонда. И тем не менее они готовы участвовать в выполнении госзаказа, предоставляя населению услуги по программам ОМС.

    "Система ОМС в целом непрозрачна, поэтому невозможно построить нормальную конкуренцию в здравоохранении, - подчеркивает начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев. - Частным организациям достается не более 2 процентов бюджетных средств. Но только реальная конкуренция за пациента со стороны малого и среднего бизнеса может стабилизировать всю систему".

    Поделиться