Воронежцы увидят хип-хоп оперу и Чехова на языке глухонемых

Объявлена театральная программа VI Платоновского фестиваля, который пройдет в Воронеже со 2 по 14 июня. Из 12 спектаклей пять будут впервые показаны в России. Откроют форум работы культовых режиссеров - авангардиста Роберта Уилсона и представителя "нового цирка" Даниэле Финци Паска. До старта билетной кампании остался месяц.

Такого вы не видели

Американец Боб Уилсон - можно сказать, superstar мирового театра. Взоры критиков прикованы к его экспериментам уже лет сорок, почти каждый становится сенсацией. Художник по образованию, он выстраивает каждую мизансцену как артхаусный кадр, где маленькой детали на заднике отведена не меньшая роль, чем актеру с гротесковым гримом. Расшифровывать его послания бывает нелегко, но считается престижным хотя бы попытаться. Недавно Уилсон с огромным успехом поставил в Москве "Сказки Пушкина". Но в Воронеж привезут не их, а "Носорогов" по знаменитой пьесе Эжена Ионеско - из Румынии, с родины писателя.

- Все спектакли Уилсона переносить на другую сцену очень сложно - технически, организационно и финансово. Те же "Сказки Пушкина" мы бы не потянули, - отметил худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков. - Зато мы впервые представим российской публике "Носорогов" Национального театра Крайовы. Пьеса о том, как люди вдруг превращаются в животных, в представлениях не нуждается. Ионеско написал ее в середине ХХ века, осмысляя феномен фашизма, и в начале XXI столетия сюжет вновь приобрел актуальность.

Швейцарец Финци Паска любим публикой за трогательные, воздушные и волшебные представления в жанре "нового цирка", где драматическая игра сочетается с клоунадой и акробатическими трюками. Телезрители наверняка помнят поставленные им церемонии закрытия Олимпиад в Турине (2006) и Сочи (2014). Театралы - "Донку" по Чехову (в 2010-м ее играли, в частности, в Воронеже, Липецке, Рязани и Тамбове). Теперь на Платоновский привезут историю о любви "Белое на белом". Премьера в нашей стране может состояться в Сочи в марте. Но Бычков не исключил, что эти планы могут измениться, и тогда первым станет показ в Воронеже.

Новостью для россиян станет также "Сванхильд" по неопубликованной пьесе Ибсена, который впервые продемонстрируют за пределами Норвегии. Собственно, и пьесу-то мало кто знает - это ранний вариант "Комедии любви". Режиссер Ларс Ойно обошелся с текстом классика уважительно, на вид постановка вполне традиционная - с костюмами и декорациями а ля XIX век. Однако спектакль, по словам худрука фестиваля, "совсем не для публики Малого театра": в нем много иронии, игры со смыслами и стилями.

Еще две премьерных для России постановки на Платоновском будут представлять современный танец. Из Франции пригласили японскую балерину Каори Ито - ее портрет под названием "Сплетение" будет складываться из взаимодействия тела с тысячами нитей, натянутых между потолком и подвижным полом. Австрийцы же покажут в Воронеже "живой хореографический фильм" - в их "Идеальном саду" актеры играют с интерактивными видеоинсталляциями, заставляя публику задумываться о том, что страсть к земным наслаждениям заводит общество в тупик.

Впервые в РФ прозвучит и хип-хоп опера "Город", которую поставил израильтянин Амит Улман в духе детективов и фильмов-нуар 1940-х годов. Остросюжетное и остроумное шоу на английском понравится прежде всего молодежи, которой близок язык рэпа и бит-бокса.

По следам Платонова

В специальной программе - три спектакля по произведениям выдающегося писателя, уроженца Воронежа.

Повесть "Епифанские шлюзы" в театре-студии под руководством Олега Табакова разыграли как урок русской литературы. Это помогло освоить на сцене сложный текст о сложной и страшной русской истории, который многим - из-за особенностей языка Платонова - кажется "странным" или "вязким". Режиссер Марина Брусникина - признанный мастер работы с русской прозой, так что ее новая работа (премьера прошла в 2015 году) наверняка заинтересует фестивального зрителя.

Легендарная антиутопия "Чевенгур" предстанет в Воронеже в интерпретации одного из самых загадочных отечественных режиссеров - Юрия Погребничко. Он руководит театром "Около дома Станиславского" и многие годы, как бы полемизируя с системой последнего, отстаивает оригинальные принципы создания спектаклей. В спектакле по Платонову он использовал фрагменты его романа и сцены из рассказа Хемингуэя "Убийцы". Среди действующих лиц, судя по программке, - Нино Катамадзе и Фрэнк Синатра.

Студенты Виктора Рыжакова из Школы-студии МХАТ (минувшим летом они уже показывали воронежцам "своего" Платонова) поделятся прочтением хрестоматийной "Фро". По мнению ряда критиков, этим ребятам удается довольно точно передавать не только фабулу, но и колорит его "шероховатой" прозы. Спектакль оформлен в стилистике старого советского кино - что придает достоверности тексту и создает важный подтекст: мы-то знаем, какая участь ждала платоновских героев-энтузиастов в реальной жизни…

С грифом "Золотой маски"

В сотрудничестве с престижной театральной премией Платоновский фестиваль привезет в Воронеж спектакли, ставшие событием для театральной жизни России в 2015 году. Таковы "Три сестры", поставленные в новосибирском театре "Красный факел" Тимофеем Кулябиным. Да-да, тем самым, которого одни за прочтение "Тангейзера" шельмовали, а другие - награждали. С Чеховым у него ничего скандального не случилось - что ни рецензия, то восторг. Заезженный театрами текст пьесы вынесен в субтитры. Герои же - они ведь у Чехова, как известно, патологически не слышат друг друга - говорят на языке глухонемых.

Яркие эмоции и большой простор для размышлений обещают и "Пьяные" по пьесе Ивана Вырыпаева. В БДТ имени Г. Товстоногова ее воплотил режиссер Андрей Могучий, адресовав свою работу людям, "свободным от стереотипов и предрассудков". Все мы, трезвые, знаем, что у пьяного на языке… Отбросив условности, неказистые и смешные герои рассуждают о Боге и любви.

Еще один подарок публике дирекция пока держит в секрете. Если все формальности будут улажены, в июне на фестивале можно будет посмотреть спектакль, который театральный обозреватель "РГ" Алена Карась назвала "настоящей бомбой".

Полная программа Платоновского фестиваля-2016 - на сайте www.platonovfest.com.

Кстати

Платоновскому фестивалю подарили новый фирменный стиль - айдентику, или набор узнаваемых визуальных элементов, разработал молодой выпускник Британской школы дизайна Стас Неретин. О событиях культурного форума ему много рассказывала сестра, живущая в Воронеже. Стас выбрал стиль Платоновского фестиваля темой своего дипломного проекта. А после защиты отдал разработки дирекции. В основу различных вариантов логотипа лег образ открытой двери. Через нее воронежцы открывают "внешний" мир и по-новому смотрят на знаковые места родного города - примерно так можно изложить замысел дизайнера. Организаторы фестиваля надеются, что яркий стиль позволит большему количеству горожан заметить рекламу культурных событий.

Прямая речь

Михаил Бычков, художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств:

- Большинство спектаклей, которые мы привозим в Воронеж, объединяет то, что они представляют разные лица, "диалекты" сегодняшнего театра. Это уже не традиционное рассказывание истории, а синтез всевозможных выразительных средств, с активным использованием языка человеческого тела. Хотелось бы, чтобы публика, уже прошедшая через пять Платоновских фестивалей, с интересом восприняла то, что мы предлагаем, была готова открывать новые, неожиданные для себя вещи.

Программа у нас не развлекательная - и время такое сейчас, и театр, по моему глубокому убеждению, не место для отдыха. Надо понимать, что, например, "Носороги" Уилсона - это не спектакль-праздник. Спектакли ведь не ставят к открытию или закрытию чего бы то ни было… Режиссеры отражают мир, в котором живут. Так или иначе, сильные художественные впечатления мы обещаем.

Бюджет фестиваля-2016 еще не утвержден. Субсидия облправительства останется на уровне прошлого года, доля мэрии, надеемся, тоже… Но это не такие уж большие деньги. До 40 процентов наших расходов традиционно покрывали спонсоры, а у них, как мы прекрасно понимаем, дела идут непросто. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы удержать от повышения цены на билеты для большинства мероприятий. Гнаться за количественными рекордами сейчас глупо. Мы нацелены на то, чтобы поддерживать высокий качественный уровень. Не расширять программу, а углублять.