Приступить к фундаментальным исследованиям в области биоинженерии и биотехнологий НБС сможет на средства гранта от Российского научного фонда в сумме 665 миллионов рублей. Напомним, он выигран в начале прошлого года в результате конкурсного отбора 156 заявок.
- Важно понимать, что Никитский ботанический сад - это не только экскурсионный объект, а серьезное, полноценно функционирующее научное учреждение, - говорит директор НБС-ННЦ, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный работник науки и техники Республики Крым Юрий Плугатарь. - Сегодня нам предстоит решать серьезнейшие задачи в прикладных и фундаментальных исследованиях. А наличие "Биотрона" - современного биотехнологического комплекса, установку которого мы завершим в ближайшие месяц-два, позволит нашим ученым работать на новом уровне.
Принципиальное преимущество "Биотрона" в том, что он позволит ученым размножать лучшие сорта из коллекций сада на безвирусной основе.
- Все эти работы имеют конкретное прикладное значение, поскольку у наших саженцев будет гарантированное качество и устойчивость к климатическим условиям Крыма и юга России, - продолжает Юрий Плугатарь. - Именно их мы будем размножать и восполнять существующую коллекцию, поскольку есть растения, сохранившиеся у нас в единственном экземпляре. "Биотрон" поможет нам развиваться невиданными прежде темпами. И саженцы, приобретенные у нас согласно разработанной учеными НБС схеме районирования, да еще защищенные от вирусов, дадут производителям максимально высокие и качественные урожаи плодовых культур.
Одних только районированных сортов тюльпанов у НБС - около ста. Есть также прекрасные хризантемы и великолепные розы, в том числе выведенная вторым директором Никитского ботанического сада Николаем Гартвисом в 1843 году.
В будущей лаборатории высочайшая стерильность - как в реанимации. Все сотрудники - в стерильных халатах, колпаках и бахилах. Есть даже специальное помещение для переодевания, ведь ни один вирус не должен попасть в святая святых - операционную. Хирургический термин уместен как никогда: здесь, в ламинарных боксах, растения, действительно, будут резать, выращивать, пересаживать, исследовать их трансформацию по нескольким технологическим направлениям. И все для того, чтобы вывести семена с штампом "Селекция НБС".
- Поступивший к нам из этих "шлюзов" стерильный материал будет помещаться в пробирки и колбы и проходить все этапы развития - от клетки, от крохотного кусочка - до полноценного растения, - рассказывает доктор наук Ирина Митрофанова, заведующая отделом биологии развития растений, биотехнологии и биобезопасности. - И только после этого мы сможем их высаживать в открытый грунт. Очень трудно передать словами, какое удовлетворение и удовольствие мы испытываем, получив новейшее оборудование мирового уровня и современнейшую диагностическую лабораторию.
Для нового оборудования подготовили помещение площадью 260 квадратных метров. На днях сад получит необходимую для установки техники мебель и начнет готовить лабораторию к запуску. Но параллельно в НБС уже создается новый сектор - геномики и биоинформатики - то есть паспортизации, генотипирования всех имеющихся коллекций, что предполагает их защиту и выявление различных несовпадений. Благодаря этому селекционеры смогут отследить весь генетический пул растения.
- Нас иногда спрашивают: не проще ли завозить какие-то необходимые сорта из различных стран, чем выстраивать свои комплексы, - рассказывает Юрий Плугатарь, директор НБС-ННЦ. - Даже если не затрагивать временную проблему санкций, отвечу: нет, нисколько. И вот почему. Зачастую материал, который поставляется из-за рубежа, на 50, а то и все 70 процентов приходит абсолютно больной. Да, он подкормленный и внешне выглядит неплохо, но изнутри весь заражен вирусами, причем наиболее опасными. А большинство таких вирусов заражают все окружающие растения. Вот и получается, что высаживая их в сады, мы сами себе подкладываем мину замедленного действия.
Вот почему миссию лаборатории Юрий Плутгарь оценивает высоко:
- Наша лаборатория призвана ни много - ни мало защищать страну, в том числе и от этих вирусов. Благодаря полученному от Российского научного фонда гранту и потенциалу наших ученых мы получили реальную возможность прорывного шага в развитии науки.