Правительство Югры не спешит секвестировать расходы. Губернатор Наталья Комарова напоминает: в начале 2015-го поступления в бюджет были чрезвычайно малы, кому-то мерещилась катастрофа. А осенью казначеи доложили о профиците, оперируя цифрами с девятью нулями. Округ выручила высокая курсовая стоимость инвалюты. Нефтяников тоже. Чем дешевле рубль, тем меньше - в долларах - себестоимость добычи. На месторождениях, где она отлажена, а запасы еще достаточны, "бочка" обходится в 10-17 долларов. Запас прочности не исчерпан. Подтверждают его, к примеру, топ-менеджеры ЛУКОЙЛа, однако в сложившихся условиях они считают неизбежным спад добычи в Западной Сибири, сокращение инвестиций.
Югорскую нефть позволительно было бы назвать дешевой, но дают о себе знать расстояния: затраты на транспортировку куда выше, чем во многих других странах. Ведущие промысловые предприятия не разорятся, если федеральный центр станет забирать у них еще больше выручки. Они продержатся и на стресс-планке в 30 долларов за баррель. Однако разработку новых залежей в малодоступных районах, трудноизвлекаемых и арктических запасов, капитальные вложения в разведку придется притормозить, опасается руководитель научно-аналитического центра рационального недропользования ХМАО Александр Шпильман. Пока под вопросом и текущее финансирование создаваемого в Сургутском районе исследовательского полигона "Баженовский", где планировалось апробировать отечественные технологии извлечения из сибирских недр сланцевой нефти.
И тут приятно удивила компания "Газпром нефть". Она, наращивая добычу высококачественной низкосернистой нефти на полуострове Ямал, недавно рискнула именно в приполярных широтах испытать гидроразрыв пласта (ГРП) на глубине залегания баженовских отложений, используя скважины для работы в традиционных коллекторах. И пробурила в бажене специальную разведочную скважину. То есть устраивает мини-полигон, задействовав классический инструмент повышения нефтеотдачи.
Между тем технологию ГРП российские промышленники в состоянии обеспечить лишь на 10 процентов. Этот сервис заграничный, ныне крайне дорогой, к тому же его применение ограничено санкциями. Минэнерго ищет альтернативный вариант. Тюменский госуниверситет совместно с Институтом биохимической физики и заводом "Сибнефтемаш" анонсировал разработку технологии термохимического воздействия на нефтегазоносные пласты. Для ее создания, отладки понадобится три года.
Как ожидают экономисты, в предстоящие два-три года продолжится спад нефтедобычи и в Ямало-Ненецком округе. По понятной причине некоторые проекты здесь заморожены. В 2015-м объем сократился приблизительно на четыре процента, из недр ЯНАО взяли приблизительно 20,7 миллиона тонн. Будет, видимо, меньше 20. Прирост фиксируется только на юге Тюменской области, где "Роснефть" ввела в эксплуатацию три новых месторождения. По предварительным данным, регион дал 11,8 миллиона тонн. Максимально возможная планка годовой добычи на территории - 13-14 миллионов тонн.
Тюменская область пока обходится без серьезных заимствований. Госдолг Ямала достиг 35,6 миллиарда рублей. Предполагаемое увеличение федеральных налоговых сборов с нефтяных компаний обернется для самих субъектов "тюменской матрешки" существенными потерями. Их годовой объем депутат Госдумы Владимир Сысоев оценил примерно в 20 миллиардов рублей.