Снимки остановки уже гуляют по социальным сетям, а жители близлежащих домов проводят испытания - действительно ли тепло за стеклянной стеной? Большинство горожан поставило застройщику "зачет" как минимум за внешний вид объекта. Выглядит он действительно элегантно: три прозрачные стены под темной крышей, в которую и вмонтирована панель с инфракрасным обогревателем. Он "накаляет" не атмосферу, а находящихся на остановке людей.
- Нагревательный элемент потребляет до двух киловатт-часов электроэнергии в день. Для экономии его работу можно контролировать таймером: на ночь элемент автоматически отключается. Светодиодные лампы также включаются в темное время суток автоматически благодаря датчику освещения, - поясняет зампредседателя комитета по благоустройству администрации Екатеринбурга Виктор Юровицкий.
Чиновники мэрии, первыми испытавшие новшество, остались довольны. Тем более что ни за установку, ни за обслуживание объекта городской бюджет не заплатит ни копейки: остановка на балансе спонсоров.
Как выяснили корреспонденты "РГ", удовольствие это недешевое. По нашим данным, такой остановочный комплекс стоит не менее 800 тысяч рублей. Для сравнения, обычную прозрачную "веранду" для ожидания автобуса компании-производители на Урале предлагают приобрести за 100-300 тысяч в зависимости от комплектации. Товар этот сейчас востребован, ведь в 2014 году власти Екатеринбурга объявили " остановочную революцию" - не для создания особо комфортных условий для пассажиров, а ради введения "единого городского стиля".
- Работа по унификации остановок ведется для того, чтобы яркая реклама не раздражала горожан и гостей уральской столицы. В Екатеринбурге много "информационного шума", от которого надо избавляться. Чтобы комплексы не брали на себя много визуальной информации, а были функциональными. Разработанный модуль позволит привязать к остановкам объекты нестационарной торговли, - объяснял журналистам цель уличных реформ главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель.
Прогнозировалось, что реализация проекта займет от трех до пяти лет. Остановочных комплексов в Екатеринбурге не менее полутора тысяч. Был объявлен конкурс на лучший дизайн городской остановки. Особое внимание уделялось не столько вопросам комфорта пассажиров, сколько антивандальным функциям, простоте изготовления и невысокой стоимости остановки. Десять опытных образцов проектов-победителей установили в городе летом 2014 года. Правда, о результатах тестирования администрация до сих пор не сообщила.
Реализованный сегодня проект в том конкурсе не участвовал. Понятно, это не ноу-хау екатеринбуржцев. Обогреваемые остановочные комплексы появились в Москве еще в 2013 году, ну а в развитых странах о комфорте пассажиров начали заботиться еще раньше. Теплые остановки есть в Канаде, Норвегии, Швеции, а в жарком Дубае они, напротив, оснащены кондиционерами.
Уральцы впервые увидели подобный объект на ИННОПРОМе в 2014 году - его представили новосибирские производители. Остановка произвела неизгладимое впечатление не только тем, что излучала тепло, но и иными умными функциями, ее даже окрестили "остановкой будущего". Застекленный комплекс по сути представлял собой мультимедийный блок: информационное табло, на котором отображаются данные о перемещении городского транспорта, кнопка вызова экстренных служб и громкоговорящие устройства для слабовидящих. Под ударопрочным стеклом - интерактивное навигационное табло. Встроенная система раздает всем желающим Wi-Fi, а инфракрасные лампы, включающиеся при температуре за бортом ниже минус10 градусов, позволяют обогреть всех, кто находится внутри.
Скептики и тогда, и сейчас сомневались, что новшество приживется - по объективным причинам.
- Рекламные компании, которые за свой счет ставят навесы, пытаются оптимизировать расходы. Здесь же возникает вопрос: кто будет платить за тепло? Может, стоит пойти по другому пути и организовать регулярную подачу автобусов, установить на остановках табло, показывающее пассажирам, когда придет их транспорт и стоит ли вообще его ждать, - пояснял Дмитрий Фогель.
Теперь скепсиса поубавилось. Нам точно не удалось выяснить, что подвигло застройщика в нелегкие экономические времена раскошелиться на инновационную остановку. По одной из версий, эксперимент задуман при поддержке (если не по рекомендации) городской администрации. А мэрию, в свою очередь, стимулировали общественники. Зимой прошлого года в соцсетях появился ролик о том, как ночью на остановке едва не замерзла девушка, которую спасли неравнодушные земляки. Следом стихийно организовалась группа, начавшая сбор подписей под петицией об установке обогреваемых комплексов. Один из проектов общественники даже попытались реализовать сами с помощью краудфандинга. Однако затея провалилась: на проект ценой 300 тысяч удалось собрать лишь 6550 рублей. Зато идея дошла до общественных слушаний и проросла во власти: вице-мэр Евгений Липович, по словам энтузиастов, помог найти первых спонсоров.
А как у соседей
С подобной инициативой обращались в мэрию и общественники Тюмени. После того как городская администрация объявила о намерении сменить все остановочные комплексы, группа энтузиастов предложила свой проект обогреваемой остановки. Его оценили в 1,2 миллиона рублей и тоже организовали сбор народных средств. Откликнулось семь спонсоров, но взносы их были невелики: не удалось собрать и трети требуемой суммы. Дальше дело не двинулось.