Десант в Волгоград
На днях Курган взбудоражила новость: производство новейших боевых машин десанта перенесено на Волгоградский тракторный завод. Многие помнят, как в марте прошлого года первая партия такой техники - 24 БМД-4М и БТР-МДМ - была торжественно отгружена с Курганского машиностроительного завода (КМЗ). Тогда руководство предприятия и представители военного ведомства утверждали, что сотрудничество КМЗ с ВДВ будет продолжено, идут переговоры о дальнейших поставках машин для десантников. 9 мая 2015 года зауральская боевая техника участвовала в Параде Победы на Красной площади. Курганцев переполняла гордость. Поэтому неудивительно, что новость о переводе БМД в Волгоград стала ударом не только для заводчан, но и для далеких от ОПК курганцев.
Замгубернатора, директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Александр Константинов пояснил, что такое решение приняло руководство концерна "Тракторные заводы", в который входят оба предприятия: мол, выпускать БМД-4М в Кургане нет технической возможности. Вместе с тем чиновник поспешил успокоить общественность: этот шаг никаких негативных последствий для завода не несет.
- КМЗ загружен заказами до 2020 года, он производит боевые машины пехоты различной модификации, - заявил вице-губернатор. - В результате переноса производства боевых машин десанта в Волгоград возможно даже увеличение рабочих мест на КМЗ, потому что комплектующие для конечной сборки будут по-прежнему выпускать в Кургане.
Бренд под брезентом
Между тем, по мнению бывших работников завода (действующие от публичных комментариев отказываются), областные власти просто сглаживают ситуацию, которая явно неблагополучна. Так, в последнее время КМЗ стал частым фигурантом споров в арбитражном суде: то один кредитор требует долги, то другой. Некоторые истцы предлагали даже признать его банкротом. Но самый громкий скандал разразился перед Новым годом. Напомним, 27 ноября 2015 года из-за долгов перед поставщиком, превысивших на тот момент 60 миллионов рублей, завод отключили от газа. Люди в цехах работали в телогрейках при температуре плюс пять. Вдобавок ко всему перед праздником рабочих чуть не оставили без зарплаты. Прокуратура Курганской области была вынуждена даже открыть на заводе общественную приемную по вопросам соблюдения трудовых прав. После вмешательства губернатора Алексея Кокорина под его личные гарантии на КМЗ дали тепло и погасили долги по зарплате.
Вроде бы ситуация нормализовалась, но ветераны считают: затишье временное. До сих пор никто внятно так и не объяснил, кто и как довел прославленный завод до такого позора?
За отсутствием официальных комментариев сделать это попытался на страницах городской газеты заслуженный машиностроитель России, лауреат Государственной премии СССР, бывший главный инженер Курганмашзавода Владимир Сахаров. 85-летний ветеран признался, что внимательно следит за судьбой предприятия, в создании которого участвовал, и смотреть, как оно приходит в упадок, не может. По его мнению, все дело в неэффективном управлении. Так, поспешив отчитаться о выпуске новой универсальной гусеничной платформы "Курганец-25", приезжие топ-менеджеры так и не смогли довести изделие до ума: его "выкатили" на Парад Победы, а после торжеств накрыли брезентом и фактически забросили.
- Разорвана цепочка между фундаментальной, прикладной, отраслевой наукой и производством, - сетует ветеран. - Некому создавать бронетехнику. Я предлагаю объединить усилия и создать на базе Уралвагонзавода, где есть мощнейший научный центр, холдинг или корпорацию по разработке новейшей бронетехники.
Ни техники, ни кадров
После выступления Владимира Сахарова городской совет общественной организации ветеранов собрал в Кургане расширенное заседание президиума. Вопрос на повестке был поставлен остро: о спасении Курганмашзавода. Для жителей Зауралья КМЗ - не просто производственная площадка. Это бренд, визитная карточка, гордость региона. Трудно найти в Кургане семью, которая так или иначе не была бы связана с КМЗ. К тому же у многих курганцев свежи воспоминания о том, как уничтожали завод колесных тягачей: в 2011 году он был признан банкротом, сейчас в бывших цехах разместился торговый центр. Никто не желает такой участи для Курганмашзавода.
На собрание ветеранов пришло много бывших работников КМЗ, в том числе руководителей и ведущих специалистов, покинувших завод совсем недавно. Они хорошо знают обстановку на предприятии. Так, главный технолог Валентина Балахнина, отдавшая заводу 50 лет, по воле нового руководства ушла с работы в июне 2015-го. По ее мнению, у предприятия две беды - устаревшее оборудование и дефицит кадров.
- К сожалению, собственник не занимается техническим перевооружением. Оборудование приобретено 30 лет назад, у него 85 процентов износа. В ужасном состоянии инструментальное производство. При таком техническом оснащении выполнить программы, которые Минпромторг РФ выдает концерну, невозможно, - говорит она. - Но даже если бы случилось чудо и станки работали, нужно принять только на основное производство две тысячи человек. Взять их негде. Выход один - замена старого оборудования на высокоэффективное и внедрение новых передовых технологий. Поступало много предложений по приобретению нового оборудования, но из-за отсутствия средств они не были реализованы.
Кроме того, если раньше Курганмашзавод имел свое профучилище, учебную площадку, то сейчас ничего этого нет. Результат: на механосборочном производстве осталось три наладчика. Если даже придет новое оборудование, запускать его некому. Проблема не только с рабочими кадрами: как рассказала бывший главный технолог, вместе с ней после майского парада с завода вынуждены были уйти десять ключевых специалистов, в том числе те, кому еще далеко до пенсии. Вместо них прислали работников из Волгограда.
Деньги транзитом
По мнению ветеранов, одной из главных причин нынешнего бедственного состояния КМЗ является перекачка финансов, получаемых за гособоронзаказ, для поддержания других производств концерна. По словам исполнительного директора Курганского регионального отделения РСПП Алексея Симанова, впервые об этом заговорили еще в 2009 году. Региональный департамент промышленности провел тогда анализ финансовой ситуации на КМЗ. Выяснилось, что завод берет кредиты в банках и за счет дебиторской задолженности финансирует другие предприятия "Тракторных заводов".
- Об этом доложили тогдашнему губернатору Олегу Богомолову, он поговорил с собственниками предприятия, - сообщил Алексей Симанов. - Однако, судя по результатам работы, выправить положение им не удалось.
По данным Симанова, кредитный портфель КМЗ сегодня составляет 15 миллиардов рублей, прочая дебиторская задолженность - еще столько же. И ситуация не улучшается. Поэтому первое, что необходимо сделать правительству региона, считает Симанов, - повлиять на руководство концерна, уговорить прекратить транзит средств. Это приведет к снижению себестоимости, появятся деньги на новые разработки, техперевооружение. А далее предстоит решать вопрос загрузки завода не только военной, но и новой конкурентоспособной гражданской продукцией. Сегодня в структуре производства 95 процентов составляет ГОЗ и лишь пять - "гражданка". Кстати, в советские годы завод выпускал 37 тысяч прицепов в год. Сейчас - ни одного.
Надо сказать, что регион уже фактически потерял КМЗ в качестве крупнейшего налогоплательщика: после создания централизованных налоговых инспекций входящее в концерн курганское предприятие приписали к Санкт-Петербургу. По данным председателя общественного совета при региональном управлении ФНС России Николая Шитикова, четверть века назад налоговые поступления Курганмашзавода формировали 60 процентов бюджета города Кургана. В 2015 году его доля в доходах областного бюджета составила 0,97 процента, а по Кургану - минус 0,58.
- Зарплату выплатили, а налоги не перечислили, - пояснил Николай Шитиков.
Наиболее реальным вариантом спасения завода ветераны считают его передачу в госсобственность. Сделать это, по их мнению, не так сложно, как кажется. Ведь собственником КМЗ сегодня является госкорпорация - Внешэкономбанк, выдавший заводу в 2010 году 15-миллиардный кредит в обмен на акции.
К сожалению, получить официальные комментарии руководителей Курганмашзавода или представителей концерна "РГ" не удалось.
Между тем
Не все считают, что в бедственном положении КМЗ нужно винить сегодняшнего собственника. По словам бывшего члена совета директоров завода Александра Бухтоярова, проблемы начались гораздо раньше, и, если бы не чебоксарская тракторная компания, которая взяла завод в управление, сегодня его могло уже вообще не быть. Помогло удержаться на плаву и включение предприятия в госпрограмму вооружений.Председатель совета ветеранов КМЗ Владимир Вдовин считает, что работники завода в первую очередь сами виноваты в ситуации: они продали свои акции новым собственникам.Председатель профкома КМЗ Виктор Родионов отмечает: массу проблем предприятию создало изменившееся в конце 2015 года законодательство, обязывающее исполнителей ГОЗ открывать спецсчета: у завода были деньги, но взять их оказалось невозможно. По его словам, сейчас задолженности по зарплате на Курганмашзаводе нет, социальные гарантии выполняются. На предприятии работают 6600 человек, средняя зарплата - 29 037 рублей, у основных рабочих - 32 612 рублей.