26.01.2016 23:00
    Поделиться

    Швыдкой: Выстраивать систему запретов в сфере культуры некорректно

    Завтра в Государственной Думе по инициативе Комитета по культуре должен пройти "круглый стол", посвященный проекту федерального закона "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации". К сожалению, из-за командировки у меня не будет возможности в нем участвовать, поэтому позволю себе поделиться некоторыми соображениями по поводу этого документа, которые могут быть небезынтересны участникам завтрашнего высокого собрания. Надеюсь, не только им.

    Еще в первой половине 90-х годов прошлого века тема нарушения прав потребителей в сфере театрально-концертной деятельности достаточно детально обсуждалась в Министерстве культуры РФ, куда я пришел работать в 1993 году, и в Федеральном Собрании РФ. Поскольку Конституция Российской Федерации, "Основы законодательства о культуре", как и ряд других законодательных актов в области экономики, защищающие независимость частного предпринимательства, гарантировали свободу творческой деятельности в области культуры, равно как и организацию театральных и концертных зрелищных мероприятий, мы искали способы, чтобы навести хоть какой-то порядок в этой сфере. Поэтому нынешняя инициатива депутатов Государственной Думы вполне объяснима. По существу новый законопроект продиктован понятными и давно известными страхами. И четверть века назад организаторы концертов обманывали зрителей, выпуская на подмостки вместо обещанных звезд малоизвестных артистов, которые пели под чужие фонограммы. А нередко просто отменяли концерты под предлогом болезни той или иной эстрадной знаменитости и исчезали с полученной выручкой от проданных билетов. Ряд стран, к примеру, просил нас, помимо всего прочего, лицензировать международную культурную деятельность, так как в ту пору под видом актрис драматических театров и балерин за рубеж выезжали, что называется, девушки трудной судьбы, никакого отношения к художественному творчеству не имеющие.

    Но как ни ломали голову наши квалифицированные юристы, выяснялось, что в рамках действующего законодательства довольно трудно запретить человеку называть себя актером или актрисой, писателем, поэтом, композитором или музыкантом. Или отказать ему в возможности заниматься проведением концертов и театральных гастролей как внутри страны, так и за рубежом. За минувшие двадцать лет, несмотря на то, что были приняты Гражданский кодекс и федеральный закон о саморегулируемых организациях, по существу ничего не изменилось. Никто законодательно не отменял базовые права и свободы граждан в сфере культуры. Поэтому выстраивать систему запретов в этой области в том виде и по той методике, которую предлагают авторы новой законодательной инициативы, в рамках действующих и поныне юридических норм всех уровней, мягко говоря, некорректно. Создавать саморегулируемые организации, члены которых - и только они! - получат право заниматься организацией зрелищно-развлекательной деятельности с разрешения своего начальства, заплатив за это немалые членские взносы, - шаг, выходящий за пределы не только правового поля, но и здравого смысла.

    Но главное мое беспокойство связано с учреждениями, которые представляют народную и филармоническую культуру, с самодеятельностью во всех ее проявлениях. И, конечно, со зрителями, на которых в случае принятия этого закона в его сегодняшнем виде лягут все финансовые обременения.

    Сегодня самодеятельное искусство во всех его родах, видах и жанрах - это десятки тысяч коллективов, которые нередко существуют в формах некоммерческих организаций и даже продают билеты на свои представления. Они могут выступать не только в домах культуры, где они постоянно работают, довольно часто на арендной основе, но и выезжают на гастроли в другие населенные пункты. Они часто работают в помещениях больше чем четыреста квадратных метров, а то и просто на стадионах или городских площадях (400 кв. м - это тот размер зрительного зала, с которого начинается действие закона). При этом в таких населенных пунктах, которые далеки от региональных столиц. Представьте, скажем, Фестиваль в Сростках, на родине В.М. Шукшина, где задействованы самодеятельные артисты, - его организаторам хватает местного начальства, которое присматривает за их деятельностью, и никакая СРО им не нужна, она только усложнит их и без того непростую жизнь. Да и почему какой-то, пусть самый уважаемый, концертный начальник из Москвы или из Барнаула должен решать, что они должны делать?

    К тому же организаторы концерта или фестиваля будут обременены разнообразными дополнительными платежами, и прежде всего страховыми взносами, которые будут не менее 20% от предполагаемых валовых сборов (на меньшее страховые компании не пойдут). Это окажется в высшей степени обременительно и для "народников", и для организаторов филармонических концертов, и театральных гастролей. Но прежде всего для зрителей, которые неизбежно должны будут оплатить все расходы продюсеров на страховки и на содержание новой организации. Не думаю, что в нынешней экономической ситуации они обрадуются неизбежному и весьма чувствительному повышению цен на билеты, без которых все эти платежи нельзя будет осуществить.

    Еще раз повторю, что мотивация депутатов, подготовивших новый законопроект, понятна и вполне благородна. Будет добрая воля авторов и их коллег по Государственной Думе - и после существенной доработки этот законодательный замысел, надеюсь, сможет выразить подлинные интересы общества и деятелей культуры.

    Поделиться