Причем должна быть обеспечена преемственность первоначальному проекту архитектора Якова Белопольского. "Но с другой стороны, это не будет его буквальное повторение, - сказал и.о. директора ИНИОН Дмитрий Ефременко. - Он должен стать центром коллективного пользования по восстановлению документов для других академических институтов.
Кроме того, планируется к 2020 году создать оснащенный самой современной техникой комплекс по реставрации, консервации и оцифровке печатных изданий.
- Хочу подчеркнуть, что работы по оцифровке фонда уже идут полным ходом на базе разных институтов, - сообщил Ефременко. - В 2015 году в цифру переведено 160 тысяч страниц изданий из фонда редких книг и 50 тысяч страниц из фонда изданий русского зарубежья.
ИНИОН был одним из крупнейших в мире хранилищ по гуманитарным наукам, здесь содержалось 14,55 миллиона различных печатных документов. Из-за пожара от огня и воды пострадало 5,7 миллиона единиц хранения. При этом 35 процентов из этого фонда имеется в качестве дубликатов. В целом же реальные потери составляют 15 процентов общего библиотечного фонда ИНИОН.
- Не пострадала особо ценная часть фонда: Готская библиотека, редкие издания XVI-XIX веков и фонд русского зарубежья, - подчеркнул Дмитрий Ефременко. Как сообщалось ранее, утрачены, в частности, комплект материалов Генеральной ассамблеи ООН на русском языке, международные справочники, материалы Международного суда, документы НАТО, часть библиотеки Института мировой литературы на иностранных языках.
Напомним, что пожар в ИНИОНе вызвал большой общественный резонанс. Например, глава минобрнауки Дмитрий Ливанов тогда заявил, что он нанес ущерб не только научному потенциалу, а престижу всей российской науки. В нем как в капле воды отразились все проблемы академической науки в том виде, в котором она была до реформы, утверждал министр. Президент РАН Владимир Фортов сравнил этот пожар с аварией на Чернобыльской АЭС. По его мнению, главной причиной трагедии стало хроническое недофинансирование академии.
Отметим, что, по мнению пожарных служб, построенное в 70-х годах здание не отвечало требованиям безопасности. На это указывал и уже бывший директор института Юрий Пивоваров: "Мы неоднократно обращались в РАН и ФАНО за помощью, но нам отвечали, денег нет". В апреле Юрий Пивоваров покинул свой пост. Ему было предъявлено обвинение в халатности, но ученый своей вины не признает.
Несмотря на трагедию, работа института была восстановлена в предельно короткие сроки, в том числе по информационному обслуживанию академических институтов. Всего за неделю удалось в разных институтах организовать временные рабочие места для сотрудников ИНИОН, возобновить прием новых поступлений. В результате, по итогам 2015 года институт выполнил все ключевые показатели госзадания.