По данным Кузбасснедр, в минувшем году в регионе состоялось 22 аукциона, в том числе тринадцать - по участкам каменного угля, один - по огнеупорным глинам и восемь - по золотоносным участкам. При этом было распределено два участка рудного (коренного) золота: "Северный" Урского рудно-россыпного узла, расположенный на территории Тисульского и Крапивинского муниципальных районов, и "Июньский" - в Гурьевском и Ленинск-Кузнецком муниципальных районах. Последний - самый крупный на сегодняшний день лицензионный участок, где прогнозные ресурсы рудного золота категории Р1 достигают 9 800 килограммов, категории Р2 - 2 100 килограммов, а запасы россыпного золота - 714,4 килограмма.
- Аукцион, в котором участвовало пять претендентов, выиграло ОАО "Разрез;"Шестаки", заплатившее 42,35 миллиона рублей, - сообщил корреспонденту "РГ" замначальника департамента по недропользованию по СФО - начальник отдела геологии и лицензирования по Кемеровской области Асламбек Гермаханов. - Событие можно считать знаковым, поскольку эта угольная компания до сих пор золотодобычей не занималась, а теперь диверсифицирует свою экономику. Лицензию она уже получила, сейчас идет сбор геологический информации об участке за предыдущие годы, а дальше начнутся проектные работы на его геологическое изучение.
Объемы добычи драгметалла в Кузбассе уже несколько лет стабильно держатся на уровне одной тонны. В основном это россыпное золото. Освоение же участков с коренными, трудно извлекаемыми, а также недостаточно изученными запасами под силу только крупным инвесторам. Привлечение таковых - одна из стратегических задач. По мнению экспертов, ее решению должно способствовать расширение сырьевой базы, точнее, геологоразведка с целью подготовки месторождений к лицензированию. Тем более что изменения, внесенные в федеральное законодательство, стимулируют к проведению таких работ и частных недропользователей.
- Но пока они вкладывают средства в эксплуатационную разведку, касающуюся непосредственно распределенных участков, - продолжает Гермаханов. - С моей же точки зрения, необходимо ежегодно направлять не менее миллиарда рублей именно на поисковые работы. И у крупных компаний, в том числе государственных, гораздо больше возможностей для этого. К слову, геологоразведку в целях повышения категорийности ресурсов коренного золота на территории Кемеровской области в этом году планирует начать АО "Росгеология". Активизация деятельности этой крупнейшей государственной геологоразведочной компании в Кузбассе дает надежду на развитие золотоносной базы региона.
По итогам аукционов, проведенных в Кузбассе в 2015 году, федеральный бюджет получил около 1,6 миллиарда рублей, что примерно соответствует результату 2014-го. При этом ряд недропользователей заявляет о готовности проводить геологоразведочные и проектные работы на только что распределенных участках с опережением сроков, указанных в лицензиях. Это относится и к реализации программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных в основном на территории Прокопьевска и Киселевска. За два года Кузбасснедра распределили шесть участков, к каждому из которых "прилагается" старая шахта. Так, например, участок "Восточный-1" Нарыкского месторождения выставили вместе с шахтой "Зиминка", а участок "Перспективный" Соколовского и Евтинского месторождения - с шахтой "Красногорская". И, можно сказать, за эти и подобные им объекты развернулась борьба.
- Так, в аукционе по распределению участка "Чернокалтанский" и шахты "Коксовая-2" участвовало четыре компании, и он прошел на состязательной основе: при стартовой цене 79,2 миллиона рублей было сделано тридцать шагов, в результате которых она выросла до 308,88 миллиона, - уточнил Асламбек Гермаханов. - С аукционов также ушли прокопьевские шахты "Зенковская", "Ворошилова", "Киселевская". А 12 февраля на торги будет выставлена шахта имени Дзержинского вместе с участком "Кушеяковский Новый" в качестве компенсации затрат приобретателя на ликвидационные работы. Один из последних объектов, которые предстоит распределить, - шахтоуправление "Анжерское".
Такая активность, с одной стороны, радует, однако нельзя допустить, чтобы собственники неправильно расставили акценты: сделали упор на освоение нового участка, а ликвидационные работы на старом участке финансировали по остаточному принципу. Такой подход чреват отрицательными экологическими последствиями, затягиванием решения социальных проблем.
- В подобных случаях, учитывая социальную значимость программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, получая отрицательную информацию контролирующих органов, мы можем инициировать процедуру досрочного отзыва лицензии, - уточнил Гермаханов. - Прецедентов пока не нет, но были предупреждения и уведомления. Мы, конечно, строго придерживаемся административных регламентов, но я сторонник того, чтобы заставить собственников работать. А отбирать лицензии нужно у нерадивых недропользователей, которые системно нарушают условия пользования недрами. При этом необходимо отметить, что сегодня предприятия хромают больше в силу экономических причин: ухудшения инвестиционного климата, снижения технических возможностей, отсутствия кредитных ресурсов. Но, как бы то ни было, не падающий на фоне снижения курса рубля и цен на нефть спрос на угольные участки показывает: у отраслевых компаний не все так плохо. Ведь у угля, в отличие от нефти и газа, много различных технологических марок и, соответственно, областей применения - начиная от энергетики, металлургии и заканчивая углехимией. А значит, инвестиции в уголь, по большому счету, не означают вложение денег в одну корзину - и в этом большое преимущество Кузбасса. Потому, похоже, у угольщиков есть запасные варианты.