Отправившийся 15 января из порта Ильичевск в Одесской области состав с двадцатью двадцатифутовыми контейнерами (TEU), аттестованный министерством инфраструктуры Украины как первопроходец "Нового шелкового пути", в начале третьей недели пути предположительно достиг района казахско-китайской границы. Об этом сообщила пресс-служба министерства, добавив, что в самом ближайшем будущем ожидаемые китайскими заказчиками грузы отправятся к ним - в Чжэнчжоу, Чунцин и Ляньюньган - от казахской станции Достык. И не беда, что, отправляя поезд в путь, премьер Арсений Яценюк обещал китайским контрагентам доставку грузов буквально через неделю, утверждая, что "российское транзитное и торговое эмбарго не помешает транспортировке украинских грузов".
Вопреки ожиданиям премьера, петлять по миру злосчастные вагоны стали сразу по отплытии на пароме из порта Ильичевск. Вместо грузинского Батуми они отправились сначала в болгарскую Варну, где была проведена полная загрузка судна, и из-за чего были потеряны два дня. Еще одним ударом по логистике стал отрезок пути из порта Баку на другой берег Каспия, в Туркменистан - из-за опоздания парома разгрузка-погрузка осуществлялась на общих основаниях. Наконец, фатально отстающий от графика и обрастающий штрафными санкциями эшелон застрял в Казахстане, на станции Балхаш: оказалось, что его дальнейший путь по территории страны не был оплачен компанией "Укрзализныця".
Собственно, последняя остановка и стала поводом для небольшой сенсации и последующих шуток над новым "чумацким шляхом". Действительно, сложно назвать международным транспортным коридором путь через два моря и четыре страны с соответствующими тратами на перегрузку и таможенными расходами, которые увеличат стоимость любого товара до полной неконкурентоспособности. Более того, маршрут, как оказалось, не был должным образом согласован со странами транзита на уровне железнодорожных администраций и осуществлялся на общих основаниях, в прямом смысле наобум. И даже официальный Пекин оказался не в курсе надвигающихся на него из Украины двадцати стандартных контейнеров. Ведь единственное упоминание неких "альтернативных маршрутов" из этой страны содержится только в межведомственном протоколе от 2015 года, документе рамочном и общем, за которым не последовало никакой переговорной конкретики.
Не исключено, что китайские товарищи попросту не заметили украинской транзитной инициативы по причине ее микроскопичности. Двадцать единиц стандартной тары, прибывшие окольными путями с юго-запада, не идут ни в какое сравнение с сотнями тысяч таких же контейнеров, получаемых по строгому графику с севера по российскому Транссибу, и миллионами прибывающих и убывающих морским путем. Напомним, что новые правила транзита по территории России грузов из Украины, действующие с 1 января, значительно удорожают стоимость украинского экспорта, что подтолкнуло Киев к поиску обходных путей.
Тем временем замминистра торговли Наталия Микольская, находясь с визитом в Польше, заявила, что в падении украинского экспорта в ЕС (26% снижения в прошлом году) виноват… Донбасс. Поскольку предприятия мятежного региона обеспечивали до 40% процентов всего украинского экспорта. Таким образом, высокопоставленная чиновница признала лживыми лозунги "евромайдана" и официального Киева, которые рисовали Донбасс дотационным регионом.