Интервью журналистки TVP Марии Пшеломец с российским министром состоялось еще 27 января - в Международный день памяти жертв Холокоста, поэтому неудивительно, что разговор шел в основном об истории. До этого Владимир Мединский возложил венки к кургану памяти в Собиборе, где во время Второй мировой войны располагался нацистский концентрационный лагерь смерти и были убиты 250 тысяч евреев из Польши и других европейских стран. Лагерь прекратил существование после восстания узников, возглавленного советским офицером Александром Печерским. "Это - самое правильное место для того, чтобы вспомнить о трагедии войны. Если Освенцим-Аушвиц, где проходят основные мероприятия, связанные с этой трагической датой и трагическими событиями, это место общего страдания, то Собибор - место общей борьбы и общего мужества", - рассказывал Мединский. На вопрос ведущей, известна ли в России история восстания в Собиборе, Мединский начал объяснять, что в Советском Союзе ее не слишком пропагандировали. Во-первых, потому что это был мононациональный лагерь, где уничтожали только евреев, а интернациональное государство Советский Союз всегда деликатно относилось к национальным темам, а во-вторых, "как мы знаем, большую часть охраны Собибора составляли не только немцы, но и украинские националисты из Западной Украины, и это были коллеги тех, кого сейчас восхваляет украинская власть..." Докончить эту мысль ведущая не позволила, но позднее Мединский пояснил: "Это играло большую роль, потому что почему лагерь охраняют украинцы - не укладывалось в концепцию советской пропаганды". "И, в-третьих, вы знаете, что большинство сбежавших узников Собибора были пойманы либо польскими коллаборационистами, либо местным населением и уничтожены", - сказал министр и снова был прерван ведущей. "Толп польских коллаборационистов там не было, знаете ли, пан министр, я тоже историк", - заявила Мария Пшеломец.
За этим заявлением пани Пшеломец и начались исторические открытия. Министр культуры РФ предложил полякам и россиянам осудить тяжелые моменты общей польско-российской истории, которые уже нельзя изменить, и постараться сосредоточиться на положительных. "Если мы говорим об истории Второй мировой войны, то я напомню вам, что двести тысяч поляков штурмовали Берлин плечом к плечу с солдатами Красной армии. Войско Польское было единственной иностранной армией, которая маршировала на Параде Победы в Москве под польскими флагами в отдельной колонне. Напомню вам, что командовал этим парадом стопроцентный поляк маршал Константин Рокоссовский. Не знаю, кто еще в истории Польши командовал парадом величайшей войны в истории..." Ведущая снова перебила министра: "Вы знаете, к сожалению, в Польше маршал Рокоссовский известен как человек, который в межвоенный период был осужден за коррупцию..." Владимир Мединский был потрясен. Как известно, будущий маршал Константин Рокоссовский был арестован в 1937 году по подозрению в шпионаже в пользу Польши и Японии, но, несмотря на многочисленные допросы и пытки, не подписал ни одного признания, не был осужден и в 1940 году, после вмешательства министра обороны Семена Тимошенко, выпущен на свободу и восстановлен в воинском звании. Но опровергнуть чудовищную ошибку, которая представила полководца, ставшего жертвой репрессий, преступником, осужденным за коррупцию, ведущая не позволила, жестко перейдя к следующему вопросу.
Не менее безапелляционно Мария Пшеломец обошлась с генералом Иваном Черняховским. Когда до конца программы оставалось лишь несколько минут, она завела разговор о памятнике полководцу, снесенном властями польского города Пененжно. "А что вы скажете о памятнике генералу Черняховскому, который убивал предводителей Армии Крайовой?" - спросила она. "Генерал Черняховский никогда не убивал лидеров Армии Крайовой", - парировал российский министр. "Извините, но он убил моего деда!" - воскликнула ведущая с торжествующей улыбкой на лице. "Из пистолета или ножом зарезал?" - вежливо уточнил Мединский. "Нет, арестовал в поселке Бедники. К сожалению, господин министр, наше время подходит к концу", - ответила журналистка. Министр пытался пояснить, что генерал Черняховский не отдал ни одного приказа о расстреле предводителей Армии Крайовой, но Пшеломец не дала ему ничего сказать - она просто завершила программу. Как выяснилось уже после этого эфира, дед ведущей Марии Пшеломец, о котором шла речь, умер спустя шесть лет после трагической гибели генерала Черняховского.
Мария Пшеломец, судя по последовавшим за этой передачей интервью, весьма довольна собой. И только продюсер спецвыпусков информационных программ TVP Марек Чункевич, который работал над подготовкой разговора польской журналистки с российским министром, не выдержал и направил в посольство РФ письмо, в котором попросил передать его извинения Мединскому. "Мы подготовились максимально хорошо и добросовестно. К сожалению, есть человеческие слабости, на которые мы не можем влиять", - написал Чункевич. Он добавил: "Не так должно выглядеть исправление двусторонних отношений". Узнав об этом, на телеканале заявили, что письмо с извинениями - это частная инициатива продюсера, а слишком совестливого Марека Чункевича уволили.