Столичный ученый напугал сибиряков озоновой "царь-дырой"

Сибирские ученые опровергли сообщения об огромной озоновой дыре, которая якобы образовалась в северной части Евразии с эпицентром в Западной Сибири, оставив почти беззащитными перед ультрафиолетом Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области, Алтайский край и некоторые районы других регионов.

Ранее о небывалой опасности рассказал агентству Regnum доктор геолого-минералогических наук, старший сотрудник кафедры петрологии Геологического факультета МГУ Владимир Сывороткин. Он заявил, что огромная озоновая дыра "антарктических" масштабов в значительной степени влияет на климат, создавая зоны потепления и низкого давления. "Потери озона достигают здесь (в Западной Сибири, - прим. ред.) 50 процентов, то есть мы имеем дело с озоновой дырой антарктических масштабов. В Москве потери озона - 22 процента, в Санкт-Петербурге - 35", - заявил ученый. Однако сибирские коллеги доктора Сывороткина спешат успокоить жителей.

- Истощение озонового слоя - явление сезонное, зимой оно происходит достаточно регулярно, в этом нет ничего сверхъестественного. На полюсах сокращение концентрации озона происходит время от времени, иногда такие "провалы" расширяются, прихватывая густонаселенные районы, это происходит достаточно часто в зимний период, - поясняет доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией палеоклиматологии и минералогических индикаторов климата новосибирского Института геологии и минералогии СО РАН Владимир Зыкин.

По его словам, сейчас над полярным бассейном действительно происходят очень интересные явления, в частности изменения высотных границ стратосферы, связанные с глобальным потеплением. Эти процессы активно изучаются учеными, но едва ли стоит говорить о какой-то опасности и уж тем более намеренно создавать панику.

Томский ученый Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, доктор физико-математических наук Владимир Зуев считает, что громкие заявления Сывороткина беспочвенны.

- Я достаточно хорошо знаком с работами этого ученого, у него была достаточно интересная идея, которую мы в свое время пытались доказать совместно с французами. Ключевым моментом в его теории было влияние дегазации Земли на разрушение озонового слоя. То есть водород, поднимающийся от поверхности планеты, из различных трещин и так далее, влияет на озон, сокращая его концентрацию. Мы ставили опыты и доказательств не получили. Впрочем, опытные условия не были идеальными и однозначно опровергать доводы Сывороткина, пожалуй, рано. Но создается впечатление, что любые изменения климата и нарушения озонового слоя он теперь притягивает к своей идее, пытаясь хоть как-то ее обосновать. Это едва ли можно назвать настоящим научным подходом, - считает томский исследователь климата.

В Антарктике, как пояснил Владимир Зуев, озоновые дыры действительно явление, можно сказать, будничное. В Арктике слой всегда более "надежный", однако в зимнее время и на Севере действительно случаются "провалы", что связано с образованием полярных стратосферных облаков. Они появляются, когда температура в небе над Арктикой падает до -78 градусов по Цельсию и действительно снижают концентрацию озона. Но подобные явления характерны лишь для зимы: как только температура поднимается, все возвращается на круги своя, приходит в норму.

- По данным нашего мониторинга, я не могу подтвердить образование озоновой дыры над Сибирью, для каких-либо значительных изменений необходимы особые условия. Последний раз полярные ветры способствовали снижению плотности слоя на примерно на 30 процентов над Якутией в 2011 году, а до этого озоновый слой над Сибирью был серьезно нарушен только в 1991-м, что стало последствием извержения вулкана Пинатубо. Но в тот момент это были кратковременные явления. Вообще, зимой мы, как правило, либо находимся в помещении, либо плотно одеты, поэтому ультрафиолет для нас не опасен, даже при серьезных колебаниях концентрации озона.