Такие поправки в закон были приняты 13 июля 2015 года (N 245-ФЗ). До середины 2011 года региональные власти имели право по суду оформить в свою собственность земельные участки, сформированные из невостребованных земельных долей.
Потом это право перешло к муниципалитетам, а фермерам и аграрным организациям дана возможность преимущественной покупки или льготной аренды такой земли. Но только у муниципалитетов. На ранее поступившие в собственность регионов невостребованные участки это не распространялось. Они продавались с аукционов и не всегда доставались аграриям.
Поправки в закон об обороте сельхозземель, которые в полной мере вступают в силу 1 марта, устраняют этот пробел.
Закон признает невостребованной земельной долей участок сельхозназначения, находившийся в собственности гражданина, который не передал его в аренду или не распорядился им иным образом в течение трех и более лет подряд. Таких брошенных участков в России с тех пор, как земли бывших колхозов стали передаваться в частную собственность, появилось огромное количество, многие "новые собственники" даже не стали утруждать себя получением документов о праве на землю.
По состоянию на 2014 год из 111 миллионов гектаров сельхозземли, находившейся в собственности граждан, были признаны невостребованными 18 миллионов. Это сопоставимо с площадью Сирии. Часть этого бесхозного богатства явочным порядком обрабатывается теми, кто остался на земле.
"Поправка нацелена на юридическое оформление уже фактически используемой земли, - говорит завкафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ Сергей Киселев. - В принципе все наилучшие и удобные земли уже используются. Их оформление позволит расширить базу для взимания земельного налога".
Сельхозпроизводители могут подать заявление в региональный орган сельского хозяйства о желании купить или арендовать ранее кем-то брошенную землю, причем ее цена устанавливается в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости, а арендная плата - не более 0,3 процента. На аналогичных условиях муниципалитеты вправе передавать участки, поступившие после 1 июля 2011 года в муниципальную собственность и сформированные из невостребованных земельных долей.
"Вряд ли можно ожидать резкого и массового оформления таких земель в собственность или аренду, - считает эксперт. - Это будет определяться опасением возможного увеличения налогообложения, появлением платы за аренду, а также инертностью организаций. Но при конкуренции за определенные земельные массивы такое оформление будет происходить".