Во-первых, в системе "Платон" зарегистрировались более 123 тыс. грузоперевозчиков с общим количеством автопарка свыше 650 тыс. большегрузов. Из общего числа владельцев 64% составили физлица, 15% - индивидуальные предприниматели и 21% - организации. На конец января количество приобретенных маршрутных карт для поездок по федеральным трассам превысило 3 млн экземпляров.
Во-вторых, устранены стартовые недоработки проекта: регистрация и оформление маршрутной карты занимают несколько минут, а оплата теперь возможна безналичными перечислениями, наличными, топливными картами, а также через платежные терминалы.
В-третьих, известны первые финансовые результаты: из общей суммы в 3 млрд рублей 69,2% средств поступило по безналичным переводам, 23,3% - посредством оплаты через "личный кабинет" на сайте системы, 6,0% - через терминалы самообслуживания системы, 1,5% - при помощи платежных терминалов.
В-четвертых, и это главное, введение "Платона" практически не отразилось на стоимости перевозок, следовательно, влияние оплаты передвижения большегрузов на инфляцию отсутствует. Об этом свидетельствуют и положительные показатели работы ретейла.
Идея запуска системы "Платон" заключалась, напомню, в минимизации серого, неучтенного сектора грузоперевозок, суммарные бюджетные потери от которого достигали, по разным оценкам, 1,3 трлн рублей. В этой связи неудивительно, что участниками протестных акций стали как раз частники, кровно заинтересованные в сохранении прежнего статус-кво.
Обратите внимание: среди всех зарегистрировавшихся в системе без малого две трети составили те самые физические лица, которым нынче придется перейти на понятные и прозрачные правила игры. Что уже в этом году могло бы дать солидные дополнительные доходы бюджетов и внебюджетных фондов.
Могло бы, но, скорее всего, не случится.
Как известно, протяженность федеральных автотрасс составляет всего 5% от всех дорог в стране, но через них проходит до 40% автотранспортного грузооборота, а на "12-тонники" приходится порядка 60% всех грузов. Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автодорогам большегрузами (3,73 руб./км пути), был введен Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 (в ред. от 3 ноября 2015 г.). До 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы применяется коэффициент 0,41 (плата - 1,53 руб./км), а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - коэффициент 0,82 (3,06 руб./км).
В конце прошлого года с постепенным введением платы согласились все. Кроме того, по предложению президента Владимира Путина правительство прорабатывает вопрос об отмене транспортного налога для большегрузов, например, через налоговый вычет на сумму платы в системе "Платон".
Помимо этого отменена предоплата для владельцев "12-тонников", а штраф за движение без регистрации снижен с 450 тыс. до 5 тыс. рублей за первое нарушение и до 10 тыс. рублей за второе.
Не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев поручил представить в правительство согласованные предложения по сроку увеличения размера платежей, взимаемых с грузовиков массой свыше 12 т.
При этом некоторые думские популисты выступают за отсрочку как минимум до осени, а ведь такой "маневр" следует расценивать как очевидное нарушение интересов как государства и граждан, так и самих "дальнобойщиков".
Прежде всего возникает недофинансирование стратегических инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства, а это приоритет деятельности государства в кризисные периоды. Больше того, на днях министр транспорта России Максим Соколов заявил, что реализация ряда транспортных проектов уже перенесена на более дальние сроки.
Далее, низкое после весенней распутицы качество федеральных автотрасс негативно отразится на безопасности дорожного движения. По данным ГИБДД, каждое второе ДТП в России происходит из-за неудовлетворительного состояния автодорог. Сложно представить, какой будет доля дорожных происшествий по окончании дачного сезона вследствие неотремонтированных автотрасс по причине отсутствия средств.
Наконец, правительство, как видно, не собирается отменять п.2 упомянутого постановления, предписывающего автоматическую ежегодную индексацию размера платы на уровень инфляции. В результате при сохранении нынешнего уровня инфляции к 2019 г. размер платы будет составлять не 3,73 руб./км, а 5,37 руб./км.
Если уж и говорить о новой отсрочке, то речь может идти о повышении платы не осенью, а максимум с июня, когда закончится весенняя распутица на дорогах. Важно не откладывать реализацию дорожных и транспортных проектов, а главное - сохранить жизни и здоровье людей. При этом правительство может внести дополнительные изменения в постановление N 504.