Решение сохранить ставку сейчас было ожидаемым, но в пресс-релизе по итогам заседания совета директоров появилась оговорка: "В случае усиления инфляционных рисков Банк России не исключает ужесточения денежно-кредитной политики". До этого, в октябре и декабре, ЦБ под давлением со стороны бизнеса давал прямо противоположный сигнал о том, что он готов снизить ставку.
Что изменилось? Упала цена на нефть, а за ней рубль, через импорт это неизбежно отразится на ценах. "Сохраняющийся избыток предложения на рынке нефти, замедление роста китайской экономики, а также повышение процентной ставки ФРС США привели к еще большему падению нефтяных цен, - объясняют в ЦБ. В свою очередь это вызвало ослабление нацвалют и снижение цен финансовых активов стран с формирующимися рынками, в том числе и России".
На фоне волатильности рубля начала этого года Банк России должен быть готов действовать в обе стороны - и снижать, и повышать ставку, для этого он меняет риторику, считает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. "Это не значит, что на следующих заседаниях, в марте и конце апреля, он непременно ставку повысит, но если такая необходимость появится, поле для маневра у Банка России должно быть свободным", - отмечает эксперт. По его словам, снижение ставки в течение этого года все еще вполне вероятно, поскольку инфляция будет замедляться.
Фактически в последние месяцы уже началось неявное ужесточение денежно-кредитной политики через снижение объемов рефинансирования коммерческих банков, говорит завкафедрой фондового рынка и финансового инжиниринга РАНХиГС, экс-зампред ЦБ Константин Корищенко. С точки зрения ценовой стабильности, эффект примерно тот же, что и от повышения ключевой ставки, главное, чтобы это не привело к проблемам с ликвидностью у банков.
Волатильность курса, вызванная перепадами цен на нефть, создает избыточный инфляционный фон и становится хронической проблемой для политики ЦБ. Сейчас совет директоров ЦБ впервые допустил, что среднесрочная цель по инфляции (4 процента к концу 2017 года) может быть не выполнена.
Достичь этого ориентира ЦБ в намеченные сроки будет очень сложно, признает Ярослав Лисоволик. Одних усилий со стороны регулятора мало, важна жесткая бюджетная политика - государство сейчас не может тратить много. Если же сохранится неблагоприятная конъюнктура на товары российского экспорта, ЦБ сможет только смягчить ситуацию, но уложиться в сроки снижения инфляции не сумеет. Коридор от 40 до 50 долларов за баррель был бы достаточно комфортен, но важен не столько уровень цен, сколько их динамика - резкие скачки отражаются на валютном курсе, а через него переходят в цены.
Между тем за неполный январь цены выросли уже на 0,7 процента. Это в пять раз меньше, чем год назад. По расчетам Банка России, в ближайшие 12 месяцев они вырастут менее чем на 7 процентов, а в первом квартале - на 8-9 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Во втором квартале годовая инфляция может ускориться, но потом возобновится тенденция к ее торможению.
У ЦБ не осталось сомнений, что рецессия продолжится еще как минимум год. Падение цен на нефть вызовет более существенное сокращение ВВП, чем предусматривал базовый вариант прогноза на этот год (минус 0,5-1 процент). "Темп прироста ВВП выйдет в положительную область в 2017 году, но будет низким", - следует из расчетов ЦБ.