01.02.2016 21:21
    Поделиться

    Масштабная выставка русского авангарда открылась в Будапеште

    В Национальной галерее Венгрии открылась масштабная выставка русского авангарда "Революция в искусстве" из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) - четыре десятка полотен Малевича, Кандинского, Родченко, Эль Лисицкого, Гончаровой, Ларионова и других мэтров авангарда.

    - Уникальность выставки в том, что она целиком состоит из коллекции одного регионального музея (как правило, такие экспозиции создаются методом "сборной солянки"). Для нас это престижный сольный проект, - рассказывает директор ЕМИИ Никита Корытин. - Такое большое количество работ никогда еще не покидало музей.

    Уникальное собрание русского авангарда "застряло" в Екатеринбурге в 1920 году. Тогда ради просвещения провинции по распоряжению наркома Луначарского прямиком из мастерских художников на Урал отправили выставку, презентующую все течения современной живописи. Однако актуальность авангарда вскоре миновала, картины скатали в рулоны и "похоронили" в подвале екатеринбургского музея до середины 80-х годов прошлого века, когда после масштабной реставрации они заняли место в экспозиции. Коллекция сохранилась в первозданном состоянии, как своеобразная машина времени, она представляет ровно те работы, которые корифеи русского авангарда сочли достойными для представления нового искусства.

    - Это выдающаяся коллекция, которая представляет один из самых захватывающих периодов истории искусства - не просто художественную революцию, но время сейсмических социальных потрясений, - отмечает директор Национальной галереи Ласло Баан. - Для нас важно, что действительно первое знакомство с этой коллекцией за пределами России состоялось в Будапеште.

    Выдающаяся коллекция, представляющая один из самых захватывающих периодов истории искусства

    Куратор Марианна Гергеи решила эту "связь времен" за счет колорита: от "бубновалетовцев" как представителей "старого мира" в задрапированных красным залах - до "нового мира" и супрематизма Малевича в сияющих белизной стенах. Для создания исторического фона рядом с картинами на мультимедиаэкранах представлено кино российского авангарда (Вертов и Эйзенштейн) и кинохроника - от царя Николая II в купальне до Ленина на митинге.

    - Совершенно иное отношение к авангарду, чем у нашего зрителя, - рассказывает заведующая отделом ЕМИИ Ольга Горнунг. - Реставраторы будапештской галереи распаковывали каждую работу с благоговением.

    Поделиться