Новости

02.02.2016 18:40
Рубрика: Экономика

Минздрав защитит производство дешевых лекарств

 Фото: depositphotos.com
Фото:
Минздрав и минпромторг должны рассмотреть возможные меры для предотвращения вымывания с рынка дешевых лекарств. С такой инициативой выступил сегодня Фонд независимого мониторинга "Здоровье".

В СМИ появилась информация, что из-за изменения курса рубля некоторые российские фармкомпании остановили производство недорогих препаратов, стоимость которых не превышает 50 рублей за упаковку. Речь идет, в том числе, и о входящих в перечень жизненно необходимых лекарств антибиотиках, противовоспалительных, противогрибковых лекарствах. Практически все они производятся из зарубежных субстанций (основной компонент любой таблетки - действующее вещество). Но стоимость импортного сырья при его закупке "привязана" к курсу доллара, а окончательная отпускная цена - жестко регулируется государством. В результате производство таких препаратов стало убыточным.

По данным Росстата за 2015 год, в РФ отмечается снижение производства антибактериальных препаратов (на 6,6% в упаковках, на 8,7% - во флаконах), препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (на 2,6% по числу упаковок и на 8,5% по числу флаконов), лекарств для лечения онкозаболеваний (на 16,7%) по сравнению с 2014 годом, отмечают в фонде.

"Проблема есть. Но смотреть на нее нужно несколько шире, - считает глава фонда "Здоровье" Эдуард Гаврилов. - Если препараты действительно популярны и давно присутствуют на российском рынке, почему производитель не позаботился об организации полного цикла производства, чтобы не ставить себя в зависимость от колебаний курса на сырье? И задавать такие вопросы бизнесу уже давно должны были Минздрав и Минпромторг, чтобы крайними не оставались пациенты, для которых есть разница, платить за жаропонижающий сироп для ребенка 70 рублей или 280 рублей". Гаврилов предложил рассмотреть возможность для российских компаний с большим оборотным капиталом в рамках социальной ответственности бизнеса заключать контракты о бесперебойном производстве препаратов низкой ценовой категории, входящих в ЖНВЛП.

Правда, каким образом компенсировать компаниям убытки по таким социальным обязательствам, эксперт не уточнил. Заметим, что и сейчас нулевую, а порой и отрицательную рентабельность по выпускаемым дешевым препаратам производители компенсируют высокими ценами на лекарства, не входящие в число важнейших. Это возможно потому, что цены на них устанавливает сам бизнес. Но предприятия, у которых весь ассортимент выпускаемых препаратов попадает в ЖНВЛП, действительно оказались в сложной экономической ситуации.

Программа Фарма-2020, по которой работает минпромторг, уже предусматривает предоставление преференций производителям, которые смогут обеспечить производство полного цикла, начиная с действующего вещества и заканчивая готовой лекарственной формой. В этом смысле предложение Фонда "Здоровье" совпадает с заявленной государственной политикой. Хотя понятно, что построить с нуля производство фармсубстанций - это очень непростая и дорогостоящая задача.

Что касается социальных контрактов, такие механизмы используются при государственных закупках за рубежом, в частности, в странах ЕС. Вполне возможно, что этот опыт можно адаптировать и к российским условиям.