Новости

Валерий Фокин: Цензуры быть не должно. Нужна ли самоцензура?
Гостями "Делового завтрака" "Российской газеты" стали художественный руководитель Александринского театра режиссер Валерий Фокин вместе с сыном Кириллом Фокиным, по чьей повести "Огонь" сейчас в Санкт-Петербурге готовится премьера спектакля "Сегодня. 2016". Говорили о театре и его государственной важности...

Чем может быть ограничена свобода творчества художника: произволом чиновника, самоцензурой, вкусом художника, рынком, кассой?

Валерий Фокин: Дело в том, что драматический театр вообще не должен ориентироваться на кассу, с моей точки зрения. Есть театр коммерческий, есть театр музыкальный, есть театр развлекательный. А драматический театр - тот, который все-таки должен разговаривать о каких-то важных человеческих вопросах. Должен человека созидать, строить. Это совсем не развлекательный жанр, поэтому ориентироваться на кассу невозможно и неправильно.

Государство должно культуру финансировать и при этом ничего с нее не спрашивать, предоставляя полную свободу художнику?

Валерий Фокин: Так или иначе, но государство - это инструмент контроля. Государство должно этим заниматься, тут ничего не сделаешь. Макиавелли замечательно сказал, что художник - это стихийное бедствие для государства. Тут все понятно: конечно, государство должно контролировать. Вопрос в мере этого контроля. Здесь очень тонкие границы. И если говорить о цензуре, вопрос еще и в том, как должна развиваться самоцензура, которая должна присутствовать в творчестве обязательно. Дело не в том, что я все время боюсь и не выговариваю до конца. Просто я знаю: где я говорю, в какой аудитории. Если речь идет о театре, то, делая тот или иной спектакль, я понимаю его адресность. Сегодня зритель очень сегментирован. За последние годы, когда у нас были рынок и свобода, кроме плюсов, я считаю, мы столкнулись с огромным количеством минусов. Что хочу, то и ворочу. Где проходит граница свободы творчества, до какой степени простирается эта свобода? Меня пугает, когда чиновники говорят: вот это мы будем контролировать, в этом направлении будем давать деньги, а в этом не будем. Значит, новое искусство сразу попадает под то, что финансироваться не будет. Но ведь новое - это завтрашний день, это основа того, как мы будем жить завтра, независимо, какая погода там на дворе - социалистическая или капиталистическая...

Полный текст читайте в ближайших номерах "РГ"

Последние новости