Вы предлагали распространить систему страхования вкладов физических лиц на средства субъектов малого предпринимательства. Почему выбран порог в 5 миллионов рублей?
Виктор Звагельский: Это средняя сумма на счетах у предпринимателей. В свое время мы поднимали порог для физлиц до 1,4 миллиона рублей, потому что это практически максимальный остаток, который мог быть у физлиц. То же самое касается 5 миллионов и малого, микро и, может быть, частично среднего бизнеса. Для предпринимателей сегодня это сумма, отсутствие которой прекратит их деятельность. Это не связано напрямую ни с их оборотами, ни с доходностью.
Если законопроект примут, минимум 80 процентов предпринимателей, которые попадут под действие этого документа, смогут сохранить бизнес, вернув свои средства.
Какова вероятность принятия документа в эту сессию?
Виктор Звагельский: Мы сейчас будем стараться убедить соответствующие инстанции, в первую очередь минфин, в том, что надо работать на долгосрочную перспективу.
Если сегодня бюджет что-то недополучит и за что-то придется заплатить, по крайней мере, эта мера спасет бизнес, даст большое количество рабочих мест. И в долгосрочной перспективе будет опять же наполнять бюджет. Пока, к сожалению, все живут в расчете на то, что цены на энергоносители отскачут в большую сторону. А то, что когда они вырастут, у нас уже бизнеса не будет, об этом почему-то никто не думает.
Когда внесете законопроект в Госдуму?
Виктор Звагельский: Сейчас получим заключение правительства. После этого будем вносить, это вопрос ближайшего месяца.
Мы должны довести уровень малого бизнеса до 65 процентов ВВП к 2018 году. А он у нас сейчас 16 процентов. Чувствуете разницу? Пока мы не дадим условия малому бизнесу для существования, ситуация не улучшится.
Что подразумевает система стимулирования органов местного самоуправления по развитию малого и среднего бизнеса? Зачем она нужна?
Виктор Звагельский: Законопроект о стимулировании местных властей по развитию предпринимательства предлагает перераспределение 75 процентов прироста поступающих в бюджеты различных уровней налогов и сборов, взимаемых с малых и средних предприятий, в бюджеты муниципалитетов. Это будет сделано путем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Мы можем сколь угодно вводить различные критерии оценки деятельности того или иного чиновника, рейтинговать их. Но все это плюс-минус километр. Даже под угрозой дисквалификации того или иного чиновника, чего, к сожалению, не случается, мы не можем заставить муниципальные и региональные органы власти помогать малому бизнесу. Помочь можно только одним способом - рублем, тем более сейчас.
Когда чиновник будет знать, что 75 процентов средств останется в его бюджете, он будет бегать за представителями оставшегося малого бизнеса на его территории. Сейчас все наоборот. Сегодня даже под угрозой того, что у них будут какие-то должностные проблемы, все равно ничего не меняется.
Каковы шансы, что правительство на это пойдет? Это все-таки из федерального бюджета деньги.
Виктор Звагельский: Это гипотетические деньги. Они и так тем или иным способом оправляются в региональный бюджет, а затем в муниципальный.
Мы опять возвращаемся к вопросу долгосрочной перспективы. Если это будет работать, значит больше бизнеса останется на плаву. У нас сегодня чуть ли не сто тысяч малых предприятий прекратили свое существование. И это связано не столько с фискальной нагрузкой или закредитованностью, а с тем, что нет никаких преференций со стороны муниципалов.
Они де-юре есть, а де-факто не существуют. Вот если эти преференции будут, потому что муниципалы будут заинтересованы в существовании предприятий, то в долгосрочной перспективе эта мера даст прирост, в первую очередь федеральному бюджету. Законопроект находится на рассмотрении правительства, он будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию.
Какие еще законопроекты разрабатывает сегодня рабочая группа?
Виктор Звагельский: Будем стараться довести до ума все поправки в закон о регулировании торговой деятельности.
Сегодняшняя неясность, к сожалению, дает возможность в тяжелых экономических условиях процветать крупному бизнесу, западным ретейлерам. А наш отечественный производитель страдает. Этот закон мы очень хотим принять, несмотря на отчаянное сопротивление на всех уровнях, уже в весеннюю сессию. Может быть, не в таком радикальном виде, в каком он был до кризиса. Но все равно мы его доведем до ума.
В 2016 году должны были расширять права бизнес-омбудсменов. Каких функций им не хватает, какие, вы думаете, будут приняты?
Виктор Звагельский: Новация в том, что до этого омбудсмен мог только обращаться с заявлением в суд. А теперь он может принимать участие в процессе. Это очень важно.
По этому поводу было много отрицательных отзывов. Но это очень важно. Далеко не всегда сегодня решения принимаются в пользу бизнесменов. Это связано не только с противоборством бизнеса и институтов власти. Это еще и корпоративный спор, в первую очередь связанный со взаимодействием с банками. Вот здесь как раз участие омбудсмена очень важно. Он может выступать третейским судьей. И не отстаивать интересы бизнеса по отношению к действиям государства, а отстаивать интересы бизнеса малого и среднего по отношению к крупному.