Часть краеведов считает, что в донской степи найден уникальный ближний бомбардировщик Су-2.
- Вначале мы предполагали, что наткнулись на пикирующий бомбардировщик Пе-2, - рассказывает представитель поискового объединения Микоил Бугунаев. - Однако при более детальном исследовании обломков самолета, которые находились в земле на глубине нескольких метров, стало ясно, что перед нами другая боевая машина.
Прежде всего, обратили внимание, что у "пешки" было два мотора, а исследователи нашли только один. На одном из масляных радиаторов охлаждения двигателя М-88 значился год изготовления - 1938, тогда как пикирующий бомбардировщик Пе-2 начал выпускаться с 1939 года.
Кроме того, обнаружена только бронеспинка кресла пилота, а на пикировщике устанавливалась бронекапсула. Поэтому есть основания утверждать - найден Су-2. Тем более, что производство этого бомбардировщика было налажено на таганрогском авиазаводе №31 имени Димитрова.
Другие историки авиации полагают, что под Ростовом погиб тяжелый бомбардировщик ДБ-3.
- Дело в том, что у бомбардировщика Су-2 совсем другая форма шасси. Ситуация усугубляется тем, что найденный самолет был сильно поврежден взрывом. Именно поэтому не удалось найти другие двигатели, а также документы и личные вещи летчиков - только фрагментированные останки костей. Однако самое главное уцелели серийные номера мотора и радиатора охлаждения. С их помощью можно будет установить тип воздушной машины и имена погибших пилотов, - рассказал руководитель поискового объединения Андрей Кудряков.
По его мнению, тяжелый бомбардировщик ДБ-3 был сбит немцами в 1943 году во время налета на вражеские аэродромы около Таганрога.
- Самолет был найден возле буквально в пятистах метров от линии окопов. Видимо его подбили при пересечении линии фронта. Пилот пытался увести горящую машину в расположение наших войск, но не сумел. Сдетонировавшие бомбы и реактивные снаряды разметали самолет по всей округе, - говорит Андрей Кудряков.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews