Марина, первые детские технопарки - "Кванториумы" - заработали в Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане. Дроны-беспилотники, насекомые-роботы… Высокотехнологичное оборудование доступно теперь каждому школьнику?
Марина Ракова: Да, в технопарке ребенок может, например, управлять через специальный шлем тараканом-киборгом, которому внедрили электронный чип. Но это не просто "игрушка": специалисты в области нейрохирургии, биоинженерии и программирования подробно рассказывают школьникам, как работает такой нейроинтерфейс и учат внедрять сам чип. Расчет простой: серьезно заинтересовать ребенка научно-техническим творчеством.
Чему в технопарке можно научиться?
Марина Ракова: Киберфизике, авто-, космо-, аэромоделированию, нейро-, биотехнологиям, программированию. Всего открыто более десяти направлений. Сам технопарк разбит на несколько цехов, разделенных стеклянными перегородками. Получается такой большой аквариум. Есть "грязная" зона, где дети учатся, например, сварке и фрезеровке. А еще - секция сборки электроники с паяльной станцией, отдел промышленного дизайна, IT-класс. И в центре - коворкинг - единое пространство с общедоступными лабораториями, лазерами, 3D-принтерами. Причем в одной лаборатории одновременно могут заниматься дети, которые, скажем, изучают биологию клетки, и те, кто разрабатывает новый материал для крыла беспилотника. А в цехе промдизайна будущие робототехники могут соседствовать с "нефтяниками". Плюс музей науки. Школьные экскурсии приезжают сюда каждый день. Ребята, приехавшие посмотреть на интерактивные экспонаты, проходят и через весь "аквариум".
Очередь на занятия в детские технопарки есть?
Марина Ракова: Полный курс обучения в "Кванториуме" рассчитан на два года, занятия в нем - бесплатные. И посещать их может любой школьник, начиная с 7-го класса. Так что запущенные несколько месяцев назад технопарки уже работают с полной нагрузкой: интерес к ним огромный. Поэтому мы разрабатываем систему электронной очереди. По стандарту на площадке в 1000 квадратных метров в год должны пройти обучение около 1200 детей. На площадке в 600 квадратных метров - около 400 детей.
В Набережных Челнах школьники разрабатывают беспилотники под началом инженеров КАМАЗа. А в других городах есть своя "фишка"?
Марина Ракова: Да, в ХМАО ребят будут курировать сотрудники российских нефтяных компаний. Также мы планируем создать федеральный "Космоквантум" в Королеве при поддержке Объединенной ракетно-космической корпорации, где с детьми будут работать инженеры высочайшего уровня. Кроме того, программы для технопарков создают специалисты ОАК, "Росатома", Роснано. Крупные корпорации заинтересованы в лучших кадрах. И мы надеемся, что они будут приглашать на практику талантливых ребят из технопарков, возможно, даже помогать им поступать в вузы по целевому набору.
А когда детский технопарк появится в Москве? Чем он удивит?
Марина Ракова: Надеюсь, уже в этом году. Мы рассматриваем несколько площадок. Это будет огромный детский центр. Ключевые мастер-классы, самое современное и мощное оборудование, лучшие вузовские преподаватели из МГУ, МГТУ, МАИ… На московскую площадку мы будем приглашать и иностранных ученых, и инженеров практиков.
В планах на этот год - запустить в России еще 10 детских технопарков. Список регионов-участников формируется. Условий много. Это и развитая инфраструктура, и научные, педагогические кадры, и заинтересованность участия в инициативе региональных промышленных компаний.
Из чего состоит курс в технопарке?
Марина Ракова: Первые полгода ребенок пробует все: погружается в инженерную культуру, паяет первую плату, осваивает 3D-печать, изучает лабораторное оборудование, станки ЧПУ… Потом идет выбор конкретного направления для работы в командах. Школьник может нацелиться на дисциплины, по которым проводятся международные соревнования, - битвы роботов, гонки беспилотников. Или войти в уникальный исследовательский проект.
А летом команды слетаются во всероссийские детские центры. В этом году во время летних смен мы предложим ребятам разработать систему раннего прогнозирования цунами. К примеру, нужны сигнальные поплавки, которые будут собирать данные о профиле волны, температуре, давлении с поверхности океана. Над этим будут работать ребята-"киберфизики" из разных регионов. Катер-беспилотник, который разбросает маячки по океану, сделают те, кто занимается "аэро"… Кроме того, понадобится летающий дрон для сбора полученных данных. Поплавки должны быть биоразлагаемыми, безвредными для экологии. В эту цепочку также будет включена система приема данных гиперспектрального дистанционного зондирования Земли. Таким образом, над одной задачей будут работать ребята - "космонавты", айтишники, конструкторы, биологи, геологи из всех технопарков России.
В этом году пройдет несколько инженерных олимпиад для школьников. Какие возможности появляются у ребят-победителей?
Марина Ракова: Сегодня возможность участия в технологических кружках для учеников 11-х классов практически сводится к нулю - они вовлечены в "гонку" за баллами ЕГЭ. Для них разработаны инженерные олимпиады по беспилотникам, космосу, энергетике и большим данным... В этом году они пройдут в пробном режиме конкурсов, а специалисты Министерства образования и науки РФ и Российского совета олимпиад школьников будут оценивать: по какому регламенту они идут, какие результаты и научные знания предмета демонстрируют ее участники.
Когда эти конкурсы попадут в список всероссийских олимпиад школьников?
Марина Ракова: Скорее всего, это перспектива 2017 года. И в зависимости от уровня, который им присвоят, могут быть разные льготы. Например, дополнительные баллы ЕГЭ по математике, информатике, физике или даже поступление в вуз без экзаменов. Если в итоге решение будет положительным, то в детских технопарках наставники будут готовить детей к таким олимпиадам.
По словам министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, в прошлом учебном году во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников участвовало больше 7 миллионов детей - это больше половины наших школьников. Крайне важно эту систему соревнований дополнить системой состязаний по инженерному делу и техническому творчеству. Создание условий для стимулирования научно-технического творчества школьников и студентов, развитие современных механизмов дополнительного образования - важнейшие направления государственной образовательной политики. Сейчас примерно 10% детей охвачено занятиями в кружках технической и естественнонаучной направленности. К 2020 году этот показатель планируется увеличить в 2-2,5 раза.