Новости

В Петербурге активизировались турфирмы-однодневки
 Фото: depositphotos.com
Фото:
В скором времени в Московском райсуде начнут судить директора небольшой турфирмы "Трайв-Тур". Предпринимательницу подозревают в том, что она испортила отдых 28 петербуржцам по вполне известной схеме - деньги взяла, а отель и билеты не оплатила. Сумма ущерба превысила четыре миллиона рублей.

История "Трайв-Тура" в некотором плане показательна: предпринимательница имела обширные связи, много лет работала на рынке. Довольные клиенты рассказывали об удавшемся отдыхе своим друзьям и через сарафанное радио компания обретала новые заказы. Поговаривают, что у фирмы были даже собственные турпродукты, якобы предпринимательница сама бронировала отели и билеты. Для турфирмы это, вообще-то, нарушение: формировать путевки пакетами имеет право только туроператор. Но люди закрывали глаза - знакомая же.

Летом прошлого года ситуация вышла из-под контроля. Несколько недовольных туристов стали штурмовать офис "Трайв-Тура" и требовать возврата денег. Анна Жихова, одна из пострадавших, рассказала "РГ", что обратилась к данной турфирме, чтобы слетать с младшей сестрой в Италию. Отдохнуть девушка планировала по высшему разряду.

Подозрений в честности турфирмы не было - ей прислали копию ваучера на гостиницу, оплатили трансфер. Правда, по приезде в отель выяснилось, что он на самом деле не оплачен. Анна тогда подумала, что это недоразумение, и отдала деньги за проживание. Каково же было ее удивление, когда спустя 10 дней в аэропорту Марко Поло ей сообщили, что билеты на них с сестрой были забронированы, но не выкуплены. Так как время брони уже вышло, клиентке пришлось снова доставать кошелек и приобретать билеты не на чартерный, а на регулярный рейс, что вышло уже в разы дороже. Вернувшись в Петербург, девушка потребовала вернуть деньги за отдых и компенсировать переплату за авиабилет. В итоге в сентябре ей вернули часть стоимости тура, оставшиеся деньги тоже обещали возместить, но воз и ныне там.

Вообще, историй, когда турфирмы или их недобросовестные сотрудники брали деньги с клиентов, но не предоставляли им услуг, достаточно. Чего стоит, например, уголовная биография легендарной петербургской аферистки Александры Погореловой. Она устраивалась в турфирмы, брала с клиентов предоплату и исчезала вместе с деньгами. Возмущенные люди шли в агентство, а там только разводили руками. Погорелову ловили долго, в 2014 году она наконец была задержана во Фрунзенском районе. До суда девушку оставили под подпиской о невыезде, но накануне слушаний она скрылась от правоохранительных органов. Вновь задержали ее лишь год спустя. Во время разбирательств на всякий случай ее оставили под стражей. Приговор - пять лет условно. Но сейчас в прокуратуре города полагают, что у Погореловой есть еще эпизоды, в отношении нее возбуждено новое уголовное дело. Примечательно, что еще с 2012 года агентства, которые пострадали от деятельности аферистки, писали предупреждения в соцсети, сообщали о мошеннице на специализированных форумах. Но это не мешало барышне устраиваться на работу в новые фирмы.

Дело Погореловой - это тоже маркер, который характеризует ситуацию в отрасли в целом. Бытует мнение, что создать свою турфирму просто. Поэтому на рынке постоянно появляются новые игроки. Действительно, от них не требуется ничего сверхъестественного. Достаточно арендовать офис, нанять сотрудников и официально зарегистрироваться как юрлицо. Деятельность агентств не лицензируется. Если оператор, который продает путевку, обязан числиться в специализированном реестре, должен страховать свою деятельность, к нему вереницей ходят проверяющие, то за деятельностью турфирм в плановом порядке никто не следит. И только если агентство не выполняет условия договора, его деятельностью интересуются правоохранители.

Михаил Житнухин, главный юрист Северо-Западного клуба защиты прав туристов, отмечает, что взыскать деньги за несостоявшийся отдых сложно в принципе, и не важно, идет речь об агенте или операторе. До сих пор подавляющее большинство петербуржцев, которые стали жертвами краха турфирм и операторов, случившегося в прошлом и позапрошлом годах, не могут вернуть свои деньги, заплаченные за путевки.

- С одной стороны, вся эта череда банкротств позволила очистить рынок от недобросовестных игроков. Но с другой - появилось очень много мелких компаний-однодневок, часть из которых даже не имеют юридических и фактических адресов, присутствуя исключительно в социальных сетях. И люди им верят, пересылают деньги. В обмен они не получают даже полноценного договора с реквизитами, - утверждает Михаил Житнухин. - Многие такие компании маскируются под известные бренды, имитируют логотип, повторяют названия.

Увы, блокировать подозрительные компании, которые не совершили ничего дурного, по закону нельзя. Единственный способ купить путевку без обмана - это тщательно проверять все документы. В частности, если турфирма не числится в ЕГРЮЛ и в документах не указан основной ОКВЭД 63.30 (именно под ним, как правило, регистрируются турагентства), это должно наводить на подозрения. А для доказательства того, что фирма реально взяла предоплату за тур, необходимо заключить договор в офисе агентства.

Мнение

Ирина Семенова, официальный представитель Альянса туристических агентств по Северо-Западу:

- Сейчас все участники, и агентства, и операторы, находятся в достаточно сложном положении. Чередой банкротств напуганы и сами люди. Все хотят гарантий. Раньше для клиентов некой гарантией был тот факт, что для тура оператор организует чартерный рейс, сейчас даже крупные компании прибегают к регулярным. Некоторые турфирмы продают клиентам отели и билеты одним пакетом, что является нарушением законодательства. Исправить ситуацию в отрасли в целом помогло бы развитие саморегулируемых организаций (СРО). Это позволило бы защитить как туристов, так и сами агентства. В частности, при вступлении в СРО к участникам предъявляются достаточно жесткие требования, они касаются как оформления документов, так и самих принципов работы на рынке.