Училище носит имя легендарного клоуна Михаила Румянцева - Карандаша. Оно не меняет места своей прописки с 1927 года - тогда в перестроенных для занятий бывших конюшнях были открыты Курсы циркового искусства. В 1930 году их реорганизовали в техникум. Тогда же построили арену, одновременно ставшую районным цирком.
В конце 30-х годов техникум получил статус училища. Учебный процесс не прерывался даже во время войны. В 1961 году было построено новое здание, а к цирковому отделению добавилось эстрадное - так училище приобрело современное название и облик. Директор Валентина Савина, руководящая им более 20 лет, с гордостью рассказывает:
- Мы первое цирковое училище в мире, которое стало выдавать дипломы гособразца. Всю программу обучения сделали с нуля. Что-то взяли из хореографического образования, что-то из театрального, что-то из музыкального. В советское время было лишь два подобных учебных заведения - эстрадно-цирковое училище в Тбилиси и в Киеве, сегодня носящее статус Академии эстрадного и циркового искусств. Оба работали по нашим учебным планам. Мало того: я была во всех цирковых школах мира и с уверенностью могу сказать, базовым планом обучения обычно является наш. Особняком стоит, пожалуй, лишь китайская школа, но там совсем другой подход. Русская, а потом и советская цирковая школа в принципе уникальна.
В кабинете директора и фойе училища - награды, дипломы, грамоты, фотографии выпускников. Помимо Михаила Румянцева здесь учились Юрий Куклачев, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Амаяк Акопян, Александр Песков, Наталья Варлей, Жанна Бичевская, Елена Камбурова. Многие артисты, закончившие училище, приводят потом сюда своих детей.
- В прошлом году получил диплом Ян Польди - артист цирка в пятом поколении. Традиция цирковых династий сохраняется. Много лет у нас читала историю цирка Иля Яковлевна Новодворская, она проработала больше полувека и обладала феноменальной памятью. Запросто могла пристыдить на занятиях: "А твой дедушка отвечал лучше!" - улыбается Валентина Савина.
Вообще это училище - одно из немногих учебных заведений, куда принимают как после 9-го, так и после 11-го класса, учеба длится 3 года 10 месяцев. На бюджетные места могут поступать граждане России, Беларуси и Казахстана. Иностранцы учатся на внебюджетной основе, например, сейчас есть группа студентов из Таджикистана. Возрастные рамки для абитуриентов - с 15 до 21 года - определяет специфика профессии. Считается, что осваивать цирковое искусство в более старшем возрасте уже не имеет смысла - в этой сфере рано уходят на пенсию. Если в советское время принимали до 100-120 человек в год, сегодня берут лишь 40 человек на цирковое и 5 - на эстрадное отделение. Кстати, к "эстраде" в ее современном понятии последнее отношения не имеет: там готовят не певцов, а артистов эстрады разговорных и оригинальных жанров, таких как, к примеру, конферанс, степ, иллюзия и манипуляция. Причем специалистов определенного жанра выпускают далеко не каждый год - тех же фокусников могут набирать раз в 3-5 лет.
- На первый взгляд, это очень мало. Но, во-первых, нет потребности. Тот же шоу-бизнес для современной молодежи выглядит более легким и привлекательным, да и денег там можно заработать больше. Во-вторых, это, образно говоря, штучный товар. Например, после Александра Олешко мы так и не выпустили ни одного конферансье, - делится Валентина Савина. Не учат в ГУЦЭИ и на дрессировщиков: эту профессию желающие, как правило, осваивают непосредственно в цирке, да и держать в учебном заведении зверей невозможно!
В этом учебном году конкурс в цирковое училище составил 7 человек на место. А было время, когда достигал ста человек!
Прием проходит в три тура. На первом смотрят физические данные ребят. Некоторых допускают до следующего, но с условием: похудеть, "подтянуть" свою физическую форму. Вместе со школьным аттестатом абитуриенты приносят снимки позвоночника, так что "поступить" по рентгеновскому снимку приятеля исключено. Поступающие на эстрадное отделение демонстрируют актерские способности - первый тур для них схож с экзаменами в театральных вузах: исполнение стихотворения, басни, прозаического отрывка... Во втором туре абитуриенты показывают "домашнюю заготовку". И, наконец, третий - импровизация на заданную тему. Прошедшие три тура допускаются до общеобразовательных экзаменов: вчерашние девятиклассники пишут диктант и сдают устно литературу, а поступающие после 11-го класса пишут сочинение.
- Отсев в основном происходит на первых двух турах. Хотя бывает, что в диктанте абитуриент допускает около полусотни ошибок. И приемная комиссия серьезно думает: а сможет ли он учиться? Ведь в программе помимо спецдисциплин очень много общеобразовательных, - рассказывает Валентина Савина. - За годы ее работы абитуриенты сильно изменились. Раньше к нам поступали двухметровые здоровяки, а сегодня они идут в охрану...
- На первом курсе студенты изучают основы всех жанров: акробатики, клоунады, жонглирования, гимнастики, эквилибристики. Иногда бывает, что ко второму курсу ребята меняют свой жанр. Кто-то может сменить специализацию позже; была у нас клоунесса, которая после второго курса захотела ходить по проволоке и выпустилась уже как канатоходка, - рассказывает Валентина Михайловна.
Студенты, особенно младших курсов, готовятся к экзаменам с волнением, педагоги у них строгие. На первой зимней сессии первокурсникам во время экзаменов по специализации - жонглированию, акробатике, гимнастике и эквилибру - поблажек не делали. Ставили и тройки, и даже двойки. Белорус Илья Иванцов, поступивший в этом году на цирковое отделение и успешно сдавший свою первую в жизни сессию, признался:
- "Пары" ставили многим. Тем, кто их получил, потом надо пересдавать все перед комиссией. Учиться достаточно сложно, но мне нравится. Я с детства мечтал стать жонглером, 12 лет занимался в цирковой студии. В 9-м классе стал думать, куда ехать учиться - в Москву или Киев, выбрал Москву. Во-первых, здесь я мог поступить на бюджет, во-вторых, на форумах все рекомендовали именно это училище. В следующем году сюда собираются поступать мои земляки.
В этом году Илья провел зимние каникулы дома, в Орше, но в следующем планирует остаться в Москве и, как и многие студенты циркового, поработать на елках. К подобным подработкам, если ими занимаются старшекурсники, преподаватели относятся достаточно лояльно. Цирку, а вместе с ним и училищу приходится подстраиваться под рыночные условия.
- Раньше был "Союзгосцирк", распределение, целевой заказ - ежегодно требовалось столько-то акробатов, гимнастов, клоунов... Сегодня импресарио сами приезжают и покупают программы - и тут включается калькулятор. Есть, например, "подкидные доски" под руководством народного артиста, где двенадцать исполнителей делают один номер, а есть цирковая семья, где три человека делают три номера. У импресарио возникает резонный вопрос: "А зачем платить столько-то за один номер, когда с меньшими затратами я могу получить три?" У него экономия на зарплате, питании, жилье. Еще очень сложно предугадать, артисты какого жанра будут востребованы в этом году, в следующем. Только два года назад мы стали заключать соглашения с цирковыми компаниями, хотя я уже давно говорила многим из них: "Давайте работать вместе! Вы анализируете, какие кадры нужны, а мы ими обеспечиваем", - объясняет Валентина Михайловна.
Сейчас зарплата начинающего артиста-акробата, выступающего в групповых номерах в московских государственных цирках, от 30 тысяч российских рублей плюс соцпакет и бесплатное жилье для иногородних. В частных цирках платят больше, очень хорошие деньги может принести зарубежный контракт. Для старта вполне неплохо. Валентина Савина признается: сегодня без работы не остается ни один из выпускников.
- Иногда к окончанию четвертого курса уже все знают, кто где будет работать. Периодически к нам обращаются из иностранных посольств, просят подтвердить данные дипломов артистов, отправляющихся работать за рубеж. Оказывается, попадаются и фальшивые. Это тоже можно считать своеобразным свидетельством престижа. Впрочем, не так уж много наших выпускников в последние годы уезжают работать за границу: как признаются артисты, сегодня дома вполне можно заработать те же деньги.