Новости

04.02.2016 10:53
Рубрика: В мире

Тянь-шаньский перекресток

КР может стать логистическим центром Центральной Азии
Аргынбек Малабаев: Сейчас мы работаем над основными направлениями транспортной политики для дальнейшего развития всех видов транспорта. Фото: Евгения Евреинова
Аргынбек Малабаев: Сейчас мы работаем над основными направлениями транспортной политики для дальнейшего развития всех видов транспорта. Фото:
Рынок логистических услуг в КР пока менее конкурентоспособен, чем в других странах Евразийского экономического союза, однако у него достаточно возможностей, чтобы не только сравняться с соседями, но и занять лидирующее положение. О перспективах развития отрасли рассказал министр транспорта и коммуникаций республики Аргынбек Малабаев.

Что ждет транспортные компании Киргизии в связи с вступлением республики в Евразийский экономический союз?

Аргынбек Малабаев: Прежде всего, для автоперевозчиков Киргизстана во время осуществления международных грузовых перевозок отменяется разрешительная система для проезда по территории государств-членов ЕАЭС. То есть создается единое транспортное пространство.
А если учесть, что из шести транспортных коридоров четыре проходят по территории КР, то плюсы более чем очевидны. Я имею в виду магистрали ЦАРЭС (направление Европа - Восточная Азия по автодороге Бишкек - Нарын - Торугарт), ЦАРЭС-2 (Средиземноморье - Восточная Азия по автодороге Ош - Сарыташ - Иркештам), ЦАРЭС-3 (Российская Федерация - Ближний Восток и Южная Азия по автостраде Ош - Сарыташ - Карамык) и, наконец, ЦАРЭС-5 (Восточная Азия - Ближний Восток и Южная Азия по автодороге Иркештам - Сарыташ - Карамык).

Вступление в ЕАЭС открывает возможности для каботажных перевозок, то есть доставки грузов в оба направления. Сейчас как раз идет работа над соответствующими поправками в меж-дународные договоры об автомобильных сообщениях, а также в местные законодательные и другие документы. Мы получили право на обратном пути на родину выполнить одну каботажную автоперевозку грузов по территории Армении - Арагацотнская, Лорийская или Тавушская, Белоруссии - Гомельская, Могилевская или Витебская и России - Челябинская, Новосибирская или Свердловская области.

А есть ли потенциал у транспортной отрасли страны для собственного развития?

Аргынбек Малабаев: Что касается развития, то полагаю, что со временем сотрудничество стран-участниц ЕАЭС даст импульс для получения хорошего экономического эффекта. Ведь общий союзный рынок потребителей на сегодняшний день составляет 170 миллионов человек. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году оценивается в размере около 900 миллиардов долларов. Так что ЕАЭС можно оценить как мощное экономическое, торговое и политическое объединение.

Но, несмотря на все положительные моменты, определенные трудности все же имеются, не так ли?

Аргынбек Малабаев: Есть несколько спорных вопросов, но думаю, что в процессе работы в условиях ЕАЭС мы сообща сможем их решить. К примеру, в Российской Федерации для защиты своих экономических интересов проводят более тщательную проверку транзитных грузов, следующих в Киргизию из Европы и других стран. Кроме этого между нашими странами пока остаются некоторые расхождения по автотранспортным весогабаритным параметрам. Также сохраняются различия в оформлении сопроводительных документов таможенными органами стран ЕАЭС при осуществлении международных грузовых перевозок и во взаимном признании полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но я надеюсь, что эти шероховатости удастся ликвидировать в рабочем порядке.

Как обстоят дела на железной дороге? Продвигается ли строительство новых линий, которое финансирует китайская сторона?

Аргынбек Малабаев: В этой сфере существует проблема применения странами ЕАЭС разных тарифов на перевозку грузов, следующих как в Киргизию, так и из рес-публики. Пока у государств-членов союза тарифы выше, чем унифицированные. В этом направлении мы проводим соответствующую работу с Евразийской экономической комиссией.

Теперь о том, что касается новых железнодорожных веток. На сегодняшний день Государственное предприятие "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" не прокладывает новые линии. Однако планируется реализация проекта строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. Уже завершена разработка технико-экономического обоснования киргизского участка дороги. Осталось провести ряд переговоров с КНР и Узбекистаном.

Не менее актуальными остаются вопросы реконструкции аэропортов и придания некоторым из них статуса международных.

Аргынбек Малабаев: Реконструировать международный аэропорт "Манас" и строить трансконтинентальный авиационный хаб будем на собственные средства. Для развития же региональных воздушных портов надеемся привлечь инвесторов. Такое решение было принято на заседании специального координационного совета. Уже разработаны и направлены инвестиционные заявки в Российско-Киргизский фонд развития на получение кредитной линии с целью реализации проектов реконструкции инфраструктуры аэропортов "Манас", "Иссык-Куль" и "Ош".

В октябре 2015 года в ходе визита в Киргизию премьер-министра Японии было подписано грантовое соглашение по проекту "Улучшение оборудования аэропорта "Манас". Подана заявка на оказание безвозмездной финансовой помощи для поставки в аэропорт "Манас" технических средств обеспечения безопасности полетов, противопожарного и другого оборудования.

Есть ли надежда на возрождение региональных авиагаваней?

Аргынбек Малабаев: Создание благоприятных условий для развития как региональной инфраструктуры, так и аэропортов местного значения скажется не только на увеличении транспортного потенциала областей страны, но и на развитии туристической отрасли КР, а в приграничных районах еще и на усилении их безопасности. Поэтому мы ищем возможность привлечь частных инвесторов, готовых вложить деньги в реализацию таких масштабных проектов. Здесь мы работаем над несколькими программами.

В частности, с целью реконструкции международного аэропорта "Иссык-Куль" на собственные финансовые средства на 1800 метров удлинили взлетно-посадочную полосу. Сейчас идет прокладка новой рулежной дорожки протяженностью 1212 метров.

Закончена работа по расширению перрона для одновременного размещения семи самолетов. Это позволит в будущем принимать и выпускать воздушные суда типа Боинг-737, Боинг-757, А-319, А-320, А-321, ТУ-154, ТУ-204 и их аналоги.

Недавно закончена установка селезащитных сооружений и водопропускных труб под полосой, кабельных каналов и приемных колодцев, построены ограждения аэропорта, новая подъездная дорога и стоянка для автотранспорта на привокзальной площади. Также благоустроена территория объекта.
Реконструкция аэропортов "Баткен", "Исфана", "Джалал-Абад" на юге страны тоже идет своим ходом. Практически везде закончены ремонтно-восстановительные работы асфальтобетонного покрытия взлетно-посадочных полос и мест стоянки воздушных судов.

Отдельно скажу об аэропорте города Ош. Здесь количество рейсов непрерывно растет. В южном регионе КР существует устойчивый тренд роста международных авиаперевозок, число которых, по прогнозам, будет лишь увеличиваться. Это станет возможным вследствие выполнения регулярных рейсов и увеличения числа пассажиров из Узбекистана и Таджикистана, которые обеспечивают стабильный спрос на авиаперевозки в Российскую Федерацию, Казахстан и страны дальнего зарубежья.

В отдаленной перспективе мы рассматриваем возможность строительства в Оше нового аэропорта. В районе старого часто бывают туманы, из-за чего возникают проблемы, в частности задерживаются рейсы. Да и граница рядом, что также вызывает опасения в плане обеспечения безопасности стратегического объекта.

Последние новости