Казалось бы, северная республика - последний регион, на который могут обратить внимание люди, желающие получить на Дальнем Востоке бесплатный гектар земли. Более или менее пригодные к хозяйственному освоению территории здесь давно заняты, и их очень мало. Якутские три миллиона квадратных километров (пятая часть России) - в основном непролазная тайга, горные хребты, болота и тундра. Летом не дает дышать гнус, зимой - жестокие морозы.
Сами якутяне нередко шутят, что только за проживание здесь положены ордена. Тем не менее, по признанию спикера парламента республики Александра Жиркова, Якутия стала единственным регионом, где взялись за переработку многих норм законопроекта. Местные власти и народ опасаются, что сюда хлынет масса желающих попытать счастья, и почти непременно это будут временщики.
- Есть вероятность, что многие рассматривают гектар в республике как некую лотерею и будут стремиться получить участок в надежде, что найдут там золото, алмазы или нефть, - считает глава региона Егор Борисов.
Вот против таких случайных людей в основном и направлены якутские поправки. А попутно - и против неслучайных. Для этого республика предлагает вводить закон поэтапно. Сначала апробировать его в пределах отдельных муниципальных образований. Затем предложить бесплатные гектары только жителям Дальнего Востока. И в последнюю очередь распространить эти нормы на всех россиян.
Правда, с предлагаемой очередностью (чтобы сначала местные жители разобрали лучшие земли в своих районах) сразу случился казус. Недавно Егор Борисов встретился с населением Намского улуса, который выбран в качестве пилотного при реализации будущего закона. Во время этой встречи глава муниципалитета Александр Атласов рассказал ему, что наиболее предприимчивые люди хотели бы получить участки не рядом с домом, а вообще в других регионах ДФО, где климат помягче…
Весьма существенными являются такие предложения, как преимущественное предоставление гектаров коренному населению и введение "ценза оседлости", чтобы оформлять участки в собственность только тем, кто реально переехал сюда жить. При этом раздавать якутяне предлагают не всякую землю. К запретным отнесены, к примеру, участки в границах учтенных запасов полезных ископаемых и в зонах с особыми условиями использования территории.
Наконец, предложено наложить табу на места, где традиционно живут и ведут хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера. По оценке министра имущественных и земельных отношений Якутии Евгении Григорьевой, если Госдума примет эту поправку, под запрет попадут сразу 39 процентов территории региона.
Есть предложения от населения (пока не оформленные) вывести из-под юрисдикции будущего закона и охотугодья. Казалось бы, блажь. Но в Якутии каждый второй - охотник. Хозяйственное освоение переселенцами заветных мест, где еще деды-прадеды гоняли зайцев и скрадывали уток, может привести к серьезным конфликтам.
Еще до первого чтения в Москве были поддержаны некоторые инициативы якутян, в том числе касающиеся "ценза оседлости" и предоставления земли только гражданам России. Местные власти продолжают продвигать другие идеи, но свои лоббистские возможности оценивают реалистично.
- Нужно быть готовыми к любому варианту развития событий, - считает Егор Борисов. - В том числе к тому, что предложения Якутии будут отклонены федеральным центром и законопроект примут в существующей редакции.
Эти опасения вполне обоснованы. Ведь закон о "дальневосточном гектаре" разрабатывается для того, чтобы привлечь в эти малозаселенные края новых людей. Мобильных, предприимчивых, трудолюбивых - лентяй с насиженного места не сдвинется. А разработанные в Якутии поправки направлены на сдерживание переселенческой волны в пользу обеспечения землей местных жителей.
Между тем
Определенную пользу региону законопроект о "дальневосточном гектаре" принес уже на стадии разработки. До последнего времени здесь весьма прохладно относились к оформлению участков. В том же Намском улусе, где под раздачу попадут самые первые гектары, по признанию главы муниципалитета, основными проблемами являются регистрация земли и путаница с кадастровыми номерами. А местные жители добавляют, что их зарегистрированные в установленном порядке участки иногда обозначены как находящиеся вообще в других муниципальных образованиях. Теперь, когда на любую занятую, но неграмотно оформленную территорию могут объявиться более 140 миллионов претендентов, земельные отношения стали срочно приводить в порядок.