Проект генплана Симферополя разбился о местечковый эгоизм

Проект генерального плана Симферополя претерпел изменения. Отказавшись от идеи экономической агломерации с соседним районом, город хотел включить в свой состав 5000 гектаров за счет поселков на северо-западе и северо-востоке от административной границы. Но теперь и это объединение не состоится. В дискуссии за будущее крымской столицы победил местечковый эгоизм, с сожалением говорят архитекторы.

Война без выстрелов

Напомним, проект генерального плана Симферополя начали разрабатывать еще летом прошлого года. Готовит его омское ООО "Институт территориального планирования "Град". Рабочая группа рассмотрела 15 предложенных на выбор участков и остановилась на десяти из них на территории Молодежненского, Трудовского, Мирновского и Укромновского поссоветов. Принять генплан предполагалось еще до Нового года, однако осуществиться этим намерениям помешал блэкаут. Рассмотрение документа отложили до января, но работа над ним не прекращалась. Самое главное, за это время выяснилось, что поселки, за счет которых планировалось расширение, не хотят становиться частью города. Дело в том, что жители пригородов боятся лишиться при слиянии с Симферополем льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые есть у сельских жителей. Также их не устраивает работа коммунальщиков столицы, а поселковые власти ждут богатого инвестора.

- В декабре мы получили ответ от поселковых властей: ни да, ни нет, - рассказал главный архитектор Симферополя Эрнст Мавлютов. - Каждый думает, что у него лучшие с точки зрения инвестиционной привлекательности земли.

В результате проект генплана будет изменен. Вместо 5000 гектаров городу добавят только 2700 из государственных земель запаса. Расположены они там же, где и предполагалось первоначально, но за границами поссоветов. Поселки сохранят свой статус и самостоятельность.

- Мы проиграли информационную войну за преимущества нашего плана. Проект разбился о местечковый эгоизм, - с сожалением говорит Эрнст Мавлютов. - Очень жаль, потому что 2700 гектаров для Симферополя мало. Жители пригородов все равно будут ездить сюда на работу, в поликлиники и больницы. Дети пойдут здесь в сады и школы, а вся нагрузка ляжет на городской бюджет и городские службы. Объединившись, мы могли бы стать более инвестиционно привлекательными и в итоге увеличить наши финансовые возможности с обоюдной пользой.

Проиграв информационное сражение, главный архитектор все же уверен, что войну он выиграет, потому что через пять, максимум 10 лет Симферополь будет вынужден вернуться к вопросу расширения, и тогда оно произойдет неизбежно.

Парки или парковки

Пока же город довольствуется тем, что есть. Генеральный план составляется с перспективой на ближайшие 20 лет, исходя из того, что численность жителей крымской столицы к 2035 году увеличится до 500 тысяч человек. Для их нужд, считают архитекторы, к этому времени необходимо построить 9,1 миллиона квадратных метров жилья. Приоритет отдается малоэтажной застройке, а среди высотных зданий предпочтительны 9-этажные. Высотками будет обрастать улица Севастопольская. Большие районы малоэтажной застройки могут возникнуть на ялтинском шоссе, в районе сел Строгановка и Денисовка, в Каменском массиве, а также вблизи будущего аэровокзального комплекса на северо-западе от столицы.

- Массив Каменки нам видится как полноценный городской район, - говорит руководитель группы разработчиков проекта генплана Ирина Ступанева. - Планируем построить там жилые дома, детские учреждения.

Проектная группа наметила создание нескольких административно-культурных подцентров Симферополя в районе Московской площади, улицы Севастопольской и Петровских высот. Они должны разгрузить переполненный центр города. Долина реки Салгир видится как парковая зона с пешеходными и велодорожками. Впрочем, закладка новых парков, похоже, станет самой больной темой проекта. Все социологические исследования показывают, что симферопольцы поставили зеленые зоны на первое место среди своих потребностей, но дефицит свободной земли препятствует реализации этих желаний.

- Нас так и не убедили, что городских парков станет больше при увеличивающейся численности жителей, на схеме генплана это никак не отражено, - говорит одна из членов Общественного совета Симферополя.

Лучевая болезнь

Не менее остро в столице стоят транспортные и коммунальные проблемы. Проектировщики запланировали продление и соединение нескольких центральных улиц с выходом за городскую черту. Улицу Гагарина предполагается продлить до улицы Жигалиной и далее до Севастопольской. Такие же перспективы у улицы Кечкеметской. За пределы города планируется вынос автовокзалов, прежде всего автостанции "Курортная", что на привокзальной площади.

- Проблема Симферополя в том, что он спроектирован четко радиально, и все улицы лучами сходятся в центр города, - говорит член проектной группы Константин Васенко. - В то же время здесь отсутствуют кольцевые, полукольцевые, хордовые транспортные связи.

Для решения коммунальных проблем городу предстоит реконструировать 24 котельные и построить две новые, проложить заново или заменить 54 километра сетей, построить три новые электроподстанции, увеличить мощность очистных сооружений до 240 миллионов кубометров стоков в сутки. Уже известно, что полигон ТБО из Каменки однозначно уберут, а где будет новый мусоросортировочный завод, до сих пор неясно. Также за объездную дорогу планируется вынести новое городское кладбище, а между двумя массивами "Абдала" построить крематорий. Первоначально в проекте его не было. Будущий генплан города открыт для обсуждения, и до 15 февраля в него еще можно вносить изменения. В этот день документ рассмотрят депутаты горсовета. После утверждения на сессии внести в него поправки будет значительно сложнее.

Мнение

Анатолий Рогов, член Общественного совета Симферополя:

- Проектной группе нужно проработать варианты размещения нового городского кладбища Симферополя, потому что "Абдал" занимает уже более 50 гектаров. Скоро он будет окружен застройкой и окажется в городской черте. Кроме того, столица Крыма задыхается без парков. Детский парк просто не вмещает всех желающих. Был хороший вариант создания японского парка в районе улицы Гурзуфской, на берегу Салгира. Но теперь там смонтировали велотрек, заездили это место машинами и испортили его. Кроме того, нужно запланировать второе кольцо объездной дороги, которая будет огибать водохранилище с востока и выходить в Добровскую долину. Если этого не сделать сейчас, то мы скоро вообще останемся без объездной.