Музыка, ведь, не спорт, голами и секундами не измеришь… Однако, по запредельной технике игры, виртуозности исполнения, широте репертуара (от "Полонеза" Огинского и Баха до рока и джаза), и по тому, что выпущенные им на видео мастер-классы - не достать днем с огнем, преобладает мнение, что лучший, пожалуй, все-таки Виктор Зинчук. В его арсенале сразу 25 гитар, среди которых: и самые крутые электрические, и лютневая, и даже гитар-ситара… А ради того, чтобы не отвлекаться от сосредоточенности на гитаре Виктор Зинчук даже отказался от пения - чтобы ничего уже не отвлекало его от размашистых и самобытных соло на сцене…
А еще он - редкий российский лидер-гитарист, который имеет научную степень в Европе, дает там мастер-классы. Вот и накануне презентации своего нового альбома в Москве Зинчук только-только вернулся из Италии.
Решили обкатать программу "Триумф гитары" вначале в Европе, и лишь потом сыграть ее в Москве?
Виктор Зинчук: Нет, в этот раз я в Италии не выступал. Приехать меня пригласила Русская православная церковь, а люди из нашей диаспоры предложили выступить в Турине, Бергамо и Милане, в мае. Во всех этих городах живут россияне, белорусы, украинцы молдаване. И всех их объединяет наша Русская православная церковь, может, и поэтому живут они там очень дружно, на загляденье. Но на мои концерты ходят не только бывшие соотечественники. Недавно я шел по улице Турина, а за мной погнался человек, кричащий по-английски: "Зинчук! Зайдите ко мне в магазин и купите смокинг. Он же вам пригодится для концертов!"
Прежде вы играли рок и джаз, потом переключились на классическую музыку. А очередной альбом "Триумф гитары" записывали почти шесть лет. Оттого, что классика - музыка не суетная и требует больших стараний?
Виктор Зинчук: Эта музыка требует большего времени, самоотдачи и большего погружения в материал. Тем более, что я играю произведения, которые были изначально написаны не для гитары. И часто слышу их по-своему. Есть у меня в "Триумфе гитары", например, и "13-я фортепианная соната" Бетховена. Нужно время на то, чтобы разучить все эти произведения с моим ансамблем, адаптировать для него партии баса, органа, ударных. Да и плотный гастрольный график никто не отменял: после Москвы мы поедем в Санкт-Петербург, Тверь, ну и так далее. А завершил тур снова в столице - уже в Светлановском зале Московского международного дома музыки.
Легко ли вам далась столь резкая смена репертуара?
Виктор Зинчук: Бывают тяжелые часы, когда я сокрушаюсь, что очередная "Песня года" снимается без моего участия. И что меня не крутит "Русское радио". Хотя у меня есть вариации на тему цыганочки, а это как раз - очень русское! Но мне отказали: "Не нужно!". Даже слушать не стали. Потому что инструментальная музыка - у нас не формат. Хотя зрителям нравится, что я играю ее самую разную: от "Полонеза" Огинского до Баха и Паганини. А недавно кто-то из специалистов объяснил, что согласно моему знаку гороскопа я "должен сохранять гармонию на земле". Вот такое, мол, у меня предназначение (улыбается).
А то ведь целое поколение вырастает, которое не знает, кто такие Брамс и Шуберт. И про то, что Паганини играл не только на скрипке, но и на гитаре. Или что Бетховен отсчитывал на чашку кофе ровно 50 зерен и точно определил, что для вкуса их должно быть именно столько, а не 49…
И я теперь даже сам веду свои концерты, рассказываю зрителям о композиторах. Восстанавливаю справедливость. А то, что я играю эти произведения на гитаре, новому поколению как раз очень понятно, поскольку им нравится этот инструмент. Есть в зале и совсем юные парни и девчонки, приходит и много взрослых - все те, кто любит гитарную музыку. Поэтому я чувствую, что мое главное предназначение - играть классику. Хотя недавно на концерте в клубе по настроению сыграл и рок-н-ролл. Зрителям тоже понравилось!
Многие артисты получают внушительные гонорары на корпоративах, днях рождения фирм или городских праздниках… Прежде вы тоже писали песни, пели. Но потом перестали, лишившись возможности зарабатывать на корпоративах, где могли бы исполнять даже рок-стандарты с фирменными "зинчуковскими" соло. Не жалеете об этом?
Виктор Зинчук: В рок-музыке энергетика тратится так: тебя трясет, ты понимаешь, что каждая нота, каждый удар барабанщика - это как удар Луны об Землю. Сосредоточенность должна быть огромная. И конечно, каждую ноту надо вытягивать изнутри. Если ты сам разрываешь себя на клочья, то только тогда гитара станет тебе повиноваться. А ты сможешь вызывать сильнейшие эмоции зала… Сейчас, в моей новой музыке, энергетика тратится точно также. Но уже на осмысление каждой ноты. Чтобы сыграть тихо и на акустической гитаре, но так, чтобы у зрителей на глаза навернулась слеза. Специально я их ни из кого не вышибаю. Просто столько вот сильных чувств, страданий и сопереживаний заложено в лучших произведениях классики! И после таких концертов я усталый, но счастливый. А люди после них обычно спокойные, дружелюбные и миролюбивые.. И значит, мой день не прошел даром.
Ну, а почему я перестал петь? Когда гитарист играет, то очень важно его внутреннее напряжение. Важно, чтобы от эмоций у тебя буквально все жилы сводило! Тогда гитара и звучит, а у самого тебя, да и зрителей буквально мурашки по коже бегут! Но при этом вокальные связки немного зажимаются. Поэтому сочетать пение и гитару нелегко. И поэтому, я решил: пусть уж лучше я буду играть!
Хотя недавно меня уговорили, и я снова спел "Не бросай камней", еще с первого альбома. И подумал: "А что, песня-то очень не плохая?!"
7 февраля, воскресенье. Москва, Yotaspace. Начало в 20.00
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"