Выставка открылась 4 февраля в Доме Брюсова в день 150-летия одного из крупнейших поэтов, мыслителей, филологов и основоположников русского символизма. Юбилей Иванова отмечается в этом году как-то незаслуженно скромно. Хотя по степени влияния на умы поэтов Серебряного века Иванов мало с кем сравнится. Своими учителями он считал Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Владимира Соловьева, славянофилов, немецких романтиков Новалиса и Фридриха Гёльдерлина. Он свободно владел французским, итальянским, латынью, а древнегреческий и вовсе изучил самостоятельно и страсть к античности пронес через всю свою жизнь.
Несмотря на то, что стихи Иванов писал еще в детстве, впервые они были напечатаны в 1898-1899 гг. по рекомендации Владимира Соловьева в "Журнале Министерства народного просвещения", Cosmopolis и "Вестнике Европы", но так и остались незамеченными. После этой публикации за Ивановым незаслуженно закрепилось клеймо "поэта для избранных". Настоящая слава придет позже: чуть ли не большую известность Иванову принесли сборники его статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры - "По звездам", "Родное и вселенское" и "Переписка из двух углов".
С 1891 года поэт почти не будет бывать на родине: он объедет полмира, будет жить в Италии, Греции, Швейцарии, Палестине, Египте. А после его возвращения в Россию в 1905 году произойдет событие, которое станет важнейшей вехой в истории символизма. Считая Петербург по-настоящему столицей России, Иванов поселится здесь и откроет свою знаменитую "Башню" на пересечении Таврической и Тверской улиц. Весь цвет литературно-художественной и интеллектуальной России будет собираться здесь.
"Кто только не сиживал у нас за столом! - впоследствии будет вспоминать дочь поэта Лидия Иванова. - Крупные писатели, поэты, философы, художники, актеры, музыканты, профессора, студенты, начинающие поэты, оккультисты; люди полусумасшедшие на самом деле и другие, выкидывающие что-то для оригинальности; декаденты, экзальтированные дамы". Завсегдатаями, конечно, были Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Андрей Белый, Федор Сологуб, Мстислав Добужинский, Константин Сомов, Вера Комиссаржевская, Всеволод Мейерхольд и многие другие.
Вечера начинались поэтическими чтениями, а заканчивались спиритическими сеансами.
Как и все символисты, Иванов в своих стихах творил свой собственный миф, и "Башня" была частью этого мифа.
Выставка, организованная Государственным литературным музеем, приближает читателей к пониманию мифа Вячеслава Иванова.
Посетителей ждут графические портреты Иванова, его окружения, работы гостей "Башни" Судейкина, Добужинского, Остроумовой-Лебедевой, редкие фотографии из фондов ГЛМ, журналы, прижизненные издания, автограф Иванова из собрания филолога, переводчика-итальяниста, историка русской философии и литературы Серебряного века Николая Котрелева.