Поддержка нуждающихся в данном случае считается лишь составной частью масштабного комплексного плана государства по стимулированию потребительского спроса, поддержке промышленности, сельского хозяйства и торговли, пояснил "РГ" статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. "РГ" попросила его ответить на ряд вопросов.
Виктор Леонидович, получается, вводится система адресной продовольственной помощи населению. Расскажите подробнее, как Программа дополнительного питания будет воплощаться на практике?
Виктор Евтухов: По двум направлениям. Первое - с помощью субсидий - целевых денежных средств (точнее, эквивалентов денежных средств - например, баллов, бонусов) на приобретение определенных групп продовольствия в розничной торговле.
Второе - посредством организации бесплатного или льготного питания в учреждениях общественного питания. Основная задача Программы дополнительного питания - улучшить рацион тех людей, которые не могут позволить себе купить полезные для здоровья продукты. А сегодня наибольший дефицит потребления уязвимые категории населения испытывают в свежих овощах, зелени, фруктах, молочной, мясной, рыбной продукции с небольшими сроками годности.
Как будет организована работа с претендентами на бесплатную продовольственную помощь?
Виктор Евтухов: От имени семьи человек обращается с заявлением в отделения уполномоченного органа исполнительной власти на подключение к Программе дополнительного питания (ПДП). Затем проходит собеседование и проверку необходимых документов, подтверждающих его соответствие установленным требованиям для получения средств. После подтверждения статуса заявитель идет в отделение банка-участника Программы, где получает банковскую карту для начисления средств. Это и есть электронный продовольственный сертификат - обычные современные средства электронных платежей.
В СМИ уже озвучены многомиллиардные суммы финансирования Программы - 140-200 миллиардов рублей. Так сколько денег потребуется и из каких источников?
Виктор Евтухов: О точных суммах пока речи нет. Финансирование предлагается обеспечить на основе консолидации возможных источников средств со стороны государства, бизнеса и населения, включая средства федерального и регионального бюджетов, добровольного участия в финансировании Программы производителей продовольствия, оптовых и розничных операторов, а также любых юридических и физических лиц - спонсоров.
Речь идет и о привлечении средств граждан, физических лиц на принципах добровольного софинансирования своего участия в Программе дополнительного питания. Ее экономический эффект должен составить до двух и даже более рублей дополнительного роста внутреннего валового продукта на каждый рубль, вложенный в нее.
Кто будет контролировать на федеральном уровне Программу дополнительного питания и Федеральный фонд, в который будут стекаться средства?
Виктор Евтухов: Администрировать Программу будет поручено вновь создаваемой автономной некоммерческой организации "Национальный администратор Программ поддержки спроса" (АНО "НАППС"). В его задачи входит организация и осуществление операционной деятельности, взаимодействие с региональными органами власти, оператором процессинга Программы, ведение реестра допущенных в нее товаров и так далее. На региональном уровне администрированием займутся уполномоченные органы исполнительной власти.
Что представляет собой единый общероссийский процессинговый центр?
Виктор Евтухов: Правительство определит оператора центрального процессинга Программы и банка-эмитента электронных продовольственных сертификатов, причем исходя из максимально широкого охвата оператором процессинга территории страны. Уполномоченный банк формирует файлы зачисления средств, а также отчеты по списаниям средств, осуществляемого процессинговым центром.
Такая схема позволяет собирать адресную информацию о приобретаемых товарах конкретными получателями помощи, вести оперативный и достоверный мониторинг объемов и динамики потребления каждой категории отечественных продуктов, и, разумеется, спрос на них со стороны потребителей. Это, в свою очередь, позволит выявлять наиболее эффективных и востребованных производителей продуктов питания и лучших отечественных брендов.
А как будет реализован механизм покупки товаров по сертификатам в магазинах и торговых сетях?
Виктор Евтухов: Торговое предприятие, которое планирует участвовать в Программе и отпускать товары по электронным сертификатам, подключается к процессинговому центру на основании открытой оферты. В ней содержатся все организационные и технические требования, обязательные для исполнения магазином.
Далее АНО "НАППС" передает в процессинговый центр перечень продукции (перечень штрихкодов с привязкой каждой позиции к Общероссийскому классификатору продукции, который подлежит реализации через электронные продовольственные сертификаты). Затем торговое предприятие вправе продавать товары по электронным сертификатам. В момент покупки на кассе, в режиме онлайн, высвечивается сумма баллов (средств) электронного сертификата, идет проверка, какие товары можно списать за средства электронных сертификатов и нет ли среди них "запрещенных"
А что нельзя покупать по сертификатам ?
Виктор Евтухов: Алкоголь, пиво, сигареты, импортные товары. Средства (баллы) с продовольственных сертификатов не могут быть обналичены в банкоматах и не должны накапливаться. По истечении месяца неиспользованные баллы будут сгорать и возвращаться в бюджет финансирования Программы.
А автолавки и рынки могут участвовать в Программе?
Виктор Евтухов: Объекты розничной торговли всех торговых форматов , то есть сетевые и несетевые магазины, рынки, мобильные, нестационарные торговые объекты вправе участвовать. Единственное требование - они должны подключаться к центральной процессинговой системе на условиях публичной оферты оператора по предложенным правилам. Никаких специальных ограничений, отборов, аккредитаций операторов розничной торговли не предусматривается и категорически не должно допускаться. Принципиально важно обеспечить участие в Программе сельскохозяйственных рынков и малых форматов торговли. Именно через них, как правило, идет сбыт продукции местных мелких и средних сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания.
Махинации возможны?
Виктор Евтухов: Разработан действенный механизм контроля за всеми участниками Программы при их недобросовестных действиях. Для производителей, задекларировавших и реализующих продукцию, которая не соответствуют требованиям по локализации, степени переработки, за первое нарушение предусматривается штраф. За повторное - дисквалификация всех товаров нарушителя.
Для торговых организаций, нарушивших правила проведения транзакций с использованием сертификатов, - штраф и дисквалификация организации из Программы. Получатели помощи, физлица, также несут ответственность за попытки обналичивания субсидий и другие махинации с использованием сертификатов. Но закончим беседу на позитивной ноте.
Государство будет иметь возможность дополнительно стимулировать потребление конкретных групп товаров, в том числе из соображений поддержки определенны секторов агропромышленного комплекса. Например, технически возможно направлять держателям продовольственных сертификатов дополнительные целевые баллы, которые можно потратить только на приобретение, к примеру, молочных продуктов, чтобы поддержать соответствующие молочные производства в каком-то регионе или группе регионов.