Интернет-сантехники собьют цены в Смоленске

Появление в Смоленске сразу нескольких новых интернет-сервисов может привести к снижению стоимости бытовых услуг и улучшению их качества. По мнению экспертов, в нынешней ситуации подобные механизмы востребованы даже в большей степени, чем считают их разработчики.

Качество бытовых услуг в Смоленске во все времена оставляло желать лучшего. Любой ремонт в квартире или переезд в новое жилье превращается в огромную проблему как раз потому, что приходится искать добросовестных исполнителей. Большинство горожан ищет мастеров через знакомых и на интернет-форумах. Нет ничего странного в том, что появились люди, решившие ответить на неослабевающий спрос созданием соответствующих интернет-сервисов.

Бригада по вызову

Один из сервисов, которым смоляне достаточно активно пользуются, не местного происхождения и ориентирован на сферу строительства и ремонта. Его разработчики не являются участниками рынка этих услуг, они лишь создали площадку, которая используется для налаживания контактов между заказчиком и подрядчиком. Клиент объявляет, что нужно сделать, потенциальные исполнители, которых в каждом случае может быть несколько, говорят, что готовы выполнить поставленную задачу, и остается только выбрать, кому из них довериться. Конечно, лучше всего этому способствуют отзывы о работе конкретного мастера.

В Смоленске на этом портале зарегистрировано больше 300 исполнителей - частных мастеров и бригад, многие из них разместили свои расценки, позволяя потенциальному заказчику сразу разобраться, по карману ли ему такие услуги. Судить пока можно не о каждом исполнителе, но выбор есть.

Вежливые сантехники

-  Экономическая ситуация, я думаю, положительно отразится на развитии подобных интернет-сервисов, мастеров уж точно станет больше, и услуги, скорее всего, станут дешевле, - говорит Василий Чуранов, основатель еще одного, уже чисто смоленского интернет-сервиса бытовых услуг.

В отличие от предыдущего примера, этот сервис является посредником между клиентом и мастером, более того, исполнители с самого начала рассматриваются здесь, как "свои". Они должны пройти испытательный срок и обучение, где главной наукой является общение с клиентом (проблема в Смоленске немаловажная: недавно глава города был вынужден ставить подчиненным на вид, что коммунальщики грубят горожанам). После этого специалистов обеспечивают униформой и смартфоном со специально разработанным приложением, посредством которого они будут получать заказы.

Спектр услуг, которые уже сегодня можно получить с помощью сервиса, достаточно широк: компьютерная помощь, сантехнические, отделочные работы, ремонт бытовой техники, курьерская доставка, уборка помещений и так далее, то есть целый дом быта. Но этот перечень конечен, и, если требуется услуга за пределами указанных сфер, он вряд ли сумеет здесь ее оперативно получить.

Все решает цена

Мастера приходят с "дикого" рынка, поскольку, как правило, не хотят самостоятельно заниматься поиском заказов. Обращаться к услугам сервиса могут не только обычные горожане, но и предприниматели - убрать офис, разобраться с электропроводкой, инженерными коммуникациями и так далее. Клиенты также оставляют на сайте отзывы, и это даже более важно, чем в предыдущем случае, так как стоимость любой услуги фиксированная: 800 рублей в час, и минимальный вызов - 1,5 часа.

- Дело нужное, но все решает цена, - считает парикмахер Елена Василькова. - Сейчас никто не любит далеко ходить. Вот пример: нам постоянно нужно точить инструменты, к мастерам приходится ездить. И когда к нам пришел мужчина, который и забрал инструменты сам, и наточил, и принес обратно, мы, конечно, начали постоянно пользоваться его услугами.  Это еще и дешевле обходится.

Фиксированная повременная оплата, установленная сервисом, и минимальное время вызова - причина основных сомнений у потенциальных заказчиков. Всем почему-то кажется, что мастер обязательно будет тянуть время, перекуривать, чтобы получить больше денег, да и вообще - в России действуют определенные нормативы оплаты работ.

- Все претензии по поводу работы мастера можно и нужно оставлять в своем отзыве, и того, на кого поступают жалобы, никто не станет привлекать к работе, - говорит Василий Чуранов. - А цены наверняка будут снижаться.

В перспективе - расширение

Не очень правильно, когда человек, отчаявшийся вызвать специалиста из собственной управляющей компании (к сожалению, в Смоленске такое не редкость), обращается к постороннему мастеру, тем самым, дважды оплачивая одну и ту же работу. Василий Чуранов, говоря о возможных направлениях развития сервиса, говорит, что попробует вступить в партнерские отношения с управляющими компаниями. Если они по какой-то причине не способны оперативно отправить по вызову своего специалиста, можно решить проблему с помощью сервиса, а их собственные мастера получат дополнительные заказы через сервис.

- Такое сотрудничество будет выгодно ТСЖ и небольшим управляющим компаниям, которые обслуживают немного домов, - считает депутат облдумы, предприниматель Сергей Щебетков. - Содержать собственных специалистов дорого: в общем случае речь идет о зарплате около 15 тысяч рублей - плюс все налоги и сборы, плюс подоходный налог. В общем, сантехник обойдется примерно в 28 тысяч рублей в месяц. Если прибавить электрика и лифтера, небольшая УК просто разорится. К тому же в небольшой управляющей компании и работы немного, так что проще и дешевле вызвать человека через интернет-сервис.

По мнению депутата, главный вопрос здесь - квалификация специалистов интернет-сервиса, и, быть может, в перспективе следовало бы продумать какую-то их сертификацию в управляющих компаниях - пусть даже услуги такого мастера будут дороже. Если же говорить не о коммуналке, появление интернет-сервиса представляется Сергею Щебеткову чрезвычайно своевременным.

- Закрылось много небольших мастерских, на предприятиях идут сокращения, и хорошие мастера оказываются без работы, - напоминает депутат. - Этот сервис как раз и поможет им найти новых клиентов, поскольку спрос в сфере бытовых услуг стабильный, и хорошие специалисты без дела не останутся. А перечень услуг, которые можно оказывать с его помощью, практически неограничен.

Прямая речь

Елена Московцева, руководитель регионального отделения общественнй организации "Опора России":

- Мне кажется, что создателям подобных сервисов нужно больше ориентироваться на обывателя. У них пока не накоплено большой базы данных о работе мастеров, пока не видно "передовиков", то есть тех, кто славится на весь город высококачественной работой. Все это придет со временем. Со своей стороны, считаю, что уже сейчас можно было бы вывести работу подобного сервиса на совершенно иной уровень, наладив сотрудничество сервиса со службой занятости. Там, по сути дела, совершенно не знают, что делать со специалистами, которые к ним обращаются. Предложить фактически нечего, а долго сидеть на шее у государства не дают. И если подойти к делу ответственно, можно говорить даже об областной социальной программе содействия занятости населения.