Участники командного сбора ВМФ РФ почтили память погибших моряков

В Петербурге, где с начала этой недели проходит сбор руководящего состава ВМФ России, адмиралы и старшие офицеры пришли с цветами к могилам подводников АПЛ "Комсомолец" и "Курск". А еще - к большому, но менее известному мемориалу на том же Серафимовском кладбище.

Он возник здесь 35 лет назад - после того как в один день, 7 февраля 1981 года, не стало практически всего командования Тихоокеанского флота. Шестнадцать адмиралов и генералов во главе с командующим ТОФ Эмилем Спиридоновым, более двадцати старших офицеров и несколько гражданских лиц трагически погибли при взлете самолета Ту-104 с военного аэродрома Пушкин. Все они направлялись из Ленинграда во Владивосток военным бортом командующего Тихоокеанским флотом.

Та ужасная и надолго засекреченная авиакатастрофа оборвала жизнь многих уже состоявшихся военачальников и подающих надежды флотских командиров. Особый драматизм еще и в том, что это случилось буквально сразу по окончании командирского военно-морского сбора - такие и раньше, еще в советское время, регулярно проходили в городе на Неве.

Тамара Ивановна Чулкова, вдова контр-адмирала Джемса Чулкова, погибшего в той катастрофе, накануне поделилась с "РГ", как нелегко родным было добиться (уже в наши дни), чтобы плиты с именами погибших офицеров и адмиралов Тихоокеанского флота появились на стенах Никольского храма в Петербурге. Теперь они там есть - рядом с именами подводников, чьи судьбы пресеклись на "Курске", "Комсомольце", K-219 и К-8. Эти четыре атомные подлодки из боевого состава российского (советского) ВМФ были потеряны навсегда и унесли 216 жизней. А сколько еще военных моряков погибло в мирное время при других авариях и ЧП - не столь известных, но не менее драматичных…

Тема эта, связанная с аварийностью, для нашего ВМФ, для тех, кто проектирует и строит корабли, крайне неприятная, но ее не обойдешь и не спрячешь. Тем более на столь масштабном мероприятии как ежегодный сбор командного состава с участием всех пяти флотов, а также разработчиков и производителей военной техники.

Шестидневная программа, по словам Игоря Дыгало из Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, завершится только в субботу, 6 февраля. А к этому дню командование ВМФ, командующие флотами и представители промышленности провели совместную научно-практическую конференцию "Перспективный облик корабельного состава для решения задач в океанских районах и дальних морских зонах". В ней приняли участие командующие всеми российскими флотами, свыше 200 адмиралов и офицеров штабов флотов и объединений ВМФ, а также около 50 руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса и проектно-конструкторских бюро.

Свыше 500 человек, сообщил капитан I ранга Игорь Дыгало, приняли участие в "Кузнецовских чтениях", которые организованы главным командованием ВМФ и Военным учебно-научным центром Военно-Морского Флота. В этом году, с учетом особенностей международной обстановки, они были посвящены научно-теоретическому наследию адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и его практическим подходам к анализу угроз военной безопасности с морских и океанских направлений.

Дословно

Вице-адмирал Андрей Воложинский, начальник Главного штаба ВМФ России. Из доклада на "Кузнецовских чтениях", февраль 2016 г.:

"Система боевой готовности одиночного боевого корабля впервые в Военно-Морском Флоте была разработана под руководством и при деятельном участии Николая Герасимовича Кузнецова в период его командования крейсером. В результате этой работы был освоен метод экстренного приготовления корабельных турбин для выхода в море, принятый на всех флотах, позволявший готовить турбины вместо 4-х часов за 15-20 минут. В то время под руководством адмирала Н.Г. Кузнецова аппаратом Главного морского штаба ВМФ был разработан план мероприятий по практической отработке перевода сил флота в высшие степени боевой готовности. Учитывая невысокий уровень подготовки штабов довоенного периода, была разработана система мер, позволяющая добиться четкости их действий и соблюдения установленных нормативов. Отработка передачи условных сигналов по радио и проводным средствам связи стала обязательным элементом всех флотских учений, а выполнение мероприятий по этим сигналам проверялось предельно жестко. Никаких послаблений не допускалось.

Оценивая состояние боевой подготовки, нарком сделал правильный вывод о необходимости быстрого изменения направленности боевой учебы флотов от огневой подготовки к тактической. С этого момента основной формой боевой подготовки кораблей, соединений и частей становились тактические учения. По инициативе Кузнецова в структуре Главного морского штаба был создан орган управления боевой учебой - управление боевой подготовки, что позволило наркому через начальника Главного морского штаба следить за ходом и уровнем боевой подготовки".