"Наша позиция пока в том, что не надо физлиц в это дело втягивать. А сама по себе идея по bail-in с точки зрения участия юрлиц в этой процедуре очень здравая", - сказал Исаев. При этом он напомнил, что впервые в России механизм еще называемый "стрижкой" депозитов был опробован в кризис 1998 года. "Тогда эта процедура называлась мировыми соглашениями. Она отличалась по юридической составляющей от того, о чем сейчас ведется речь, но на самом деле по логике, по смыслу не отличалась", - отметил он.
Напомним, дискуссия о внедрении механизма bail-in ведется в России последние пару лет. Он позволяет при санации проблемного банка использовать средства кредиторов, денежные требования которых превращаются в акции или размещаются на субординированных депозитах. Процедура "стрижки" депозитов, например, была задействована во время финансового кризиса на Кипре в 2013 году, когда крупные вкладчики и кредиторы Bank of Cyprus стали его акционерами. Тогда тысячи держателей депозитов банка, в том числе россияне, получили акции банка в обмен на вклады. В итоге власти принудительно обменяли 47,5 процента от сумм вкладов свыше 100 тысяч евро на акции банка.
Обычно bail-in касается депозитов и счетов юридических лиц, но в российском минфине считают, что его можно опробовать и на физических лицах.
Позднее Центробанк РФ допустил участие вкладчиков-физлиц в процедуре bail-in для спасения проблемных кредитных организаций при условии, что это будет выгодно самим вкладчикам.
Эксперты же считают, что работа банковской системы сегодня должна быть направлена на то, чтобы повысить доверие вкладчиков. "Их вклады должны работать, а не использоваться на восстановление проблемных банков. Всегда, когда начинаются разговоры о таких инструментах, как bail-in, это подрывает доверие вкладчиков, - отметил вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. - Люди начинают вспоминать девяностые годы, когда вклады обесценились и сгорели. Банковской системе пришлось 25 лет восстанавливать доверие, обеспечивать надежность и эффективность вкладов".
По данным ассоциации, в конце 2015 года объем вкладов физических лиц в банках России оценивался в 23 триллиона рублей. "Это немалая сумма. Очевидно, что люди не хотели бы, чтобы их средства шли на спасение какого-либо банка, - добавил Олег Иванов. - Да, обычно bail-in касается только счетов юридических лиц, но сейчас часто заходят разговоры о привлечении счетов простых вкладчиков. Конечно, есть свои нюансы, сумма должна быть достаточно крупной. Но зачастую простые граждане не разбираются в деталях, они просто начинают сомневаться в надежности банковской системы".
Ранее в Министерстве финансов России также говорили, что если закон о "стрижке депозитов" и будет принят, то не ранее середины следующего года. В частности, замминистра финансов Алексей Моисеев также заверил, что вклады населения размером менее 100 миллионов рублей не будут конвертироваться в капитал проблемных банков.