Новости

В Мариинском театре поставили "Симона Бокканегру" Верди
Спектакль "Симон Бокканегра" Верди в постановке итальянского режиссера и художника Андреа Де Роза - вторая оперная премьера сезона на Новой сцене Мариинского театра. На партию генуэзского дворянина Якопо Фиеско музыкальный руководитель постановки маэстро Валерий Гергиев пригласил знаменитого итальянского баса Ферруччо Фурланетто.
Валерий Гергиев создал подлинную музыкальную драму о разрушительном яде мести, тягостном кресте власти и возвышающих небесах прощения и любви. Фото: Пресс-служба Мариинского театра. Валерий Гергиев создал подлинную музыкальную драму о разрушительном яде мести, тягостном кресте власти и возвышающих небесах прощения и любви. Фото: Пресс-служба Мариинского театра.
Валерий Гергиев создал подлинную музыкальную драму о разрушительном яде мести, тягостном кресте власти и возвышающих небесах прощения и любви. Фото: Пресс-служба Мариинского театра.

В России "Симона Бокканегру" знают лишь понаслышке, история ее сценических постановок в ХХ веке едва ли даже единична, а если взять последние десятилетия, то она не шла ни в одном театре. Тем похвальней просветительское намерение Валерия Гергиева пополнить этим названием вердиевский репертуар в Мариинском театре. Говорить о полном собрании опер на этой сцене еще далеко, но к настоящему моменту там начиная с конца 1990-х были представлены все самые важные его сочинения, включая "Бал-маскарад", "Силу судьбы", "Дон Карлоса", "Аиду", "Отелло" и "Фальстафа". "Симон Бокканегра" - опера во многом новаторская в творчестве Верди. После нее он напишет еще шесть вышеупомянутых своих самых масштабных полотен. В "Бокканегре" композитор словно делает остановку, чтобы осмыслить колоссальный опыт прошлого перед мощным рывком в будущее, а потому в ней слышны многие сюжетно-музыкальные мотивы и прошлых, и особенно будущих шедевров. Пролог оперы, в которой слушателей посвящают в роковую тайну, напрямую отсылает к "Трубадуру", и неслучайно: либретто в обоих случаях написано по пьесам испанского драматурга Антонио Гарсиа Гутьерреса. Так же, как и в "Трубадуре", слушателя с самого начала активно погружают в планы заговорщиков-плебеев, добавляя мрачную предысторию взаимоотношений генуэзских родов Фиеско и Гримальди. Только в отличие от вымышленных героев "Трубадура" здесь действуют исторические персонажи, главный среди которых - знаменитый генуэзец Симон Бокканегра, пожизненно избранный дожем, пока не был отравлен и не передал бразды правления молодому Габриэле Адорно. Обо всем этом можно узнать в опере. Но весь этот историзм, сопоставимый, скажем, с "Борисом Годуновым" Мусоргского, не мешает "Симону Бокканегре" оставаться оперой - жанром, повествующим о кипении страстей человеческих.

Исторический фон событий в Генуе XIV века, Верди благополучно использовал как великолепные декорации, усиливавшие личные драмы героев. Так же, как и сюжет "Трубадура", "Бокканегру" пересказать в двух словах невозможно, если в одном - это история правления Симона. Карты сбивает темная история единственного женского персонажа - Амелии Гримальди, оказывающейся дочерью плебея Бокканегры от Марии, дочери патриция Якопо Фиеско, за связь с которой последний до конца оперы мстит Симону. Она в том числе становится мотивом заговора Фиеско против Симона. В заговор вовлечен и ее возлюбленный Габриэле Адорно, подозревающий героиню в греховной связи с Симоном. И лишь когда Симон выпивает чашу с ядом, подсыпанным ближайшим его соратником, и Адорно, и Фиеско страшно раскаиваются.

Команда итальянских постановщиков, включавшая художника по костюмам Алессандро Лаи, известного по многочисленным работам в кино и художника по свету и видеодизайнера Паскуале Мари, сохранили историческую тональность в костюмах и элементах декораций. Но благодаря лаконичному современному оформлению сцены в конфликт вступают тяжелая стена-трансформер по центру, преграждающая путь к свободе, и видеоморе на заднике. Итальянофилы без труда угадают контуры Генуэзского залива, колыхание Лигурийского моря и силуэты окон маяка Лантерны - архитектурного символа Генуи. Главной визуальной идеей, разумеется, стало движение от давящего мрака к рассвету, пусть и доставшегося ценой жизни благороднейшего дожа.

Премьера в Мариинском (где несколько лет назад опера была представлена в концертном исполнении - в том числе с блистательным Томасом Хэмпсоном в партии Симона) стала настоящим художественным откровением. Для самой мужской оперы Верди, в которой лишь одна женская партия, в Мариинском сегодня есть отличная команда певцов. А для баритона Владислава Сулимского трактовка титульной роли стала триумфом. Он составил достойную оппозицию самому Фурланетто, который 35 лет поет партию Фиеско и феноменально звучит в ней. В партии злодея Альбиани отлично выступил баритон Роман Бурденко. А партию Адорно спел молодой тенор Александр Михайлов, бесстрашно с ней справившийся. Сопрано Виктория Ястребова в целом очень удачно, драматически наполненно спела партию Амелии, но ее голосу до обидного недоставало ровности. Оркестр звучал убедительно. Валерий Гергиев создал подлинную музыкальную драму о разрушительном яде мести, тягостном кресте власти и возвышающих небесах прощения и любви - по-философски мудро и архитектурно точно.