В России "Симона Бокканегру" знают лишь понаслышке, история ее сценических постановок в ХХ веке едва ли даже единична, а если взять последние десятилетия, то она не шла ни в одном театре. Тем похвальней просветительское намерение Валерия Гергиева пополнить этим названием вердиевский репертуар в Мариинском театре. Говорить о полном собрании опер на этой сцене еще далеко, но к настоящему моменту там начиная с конца 1990-х были представлены все самые важные его сочинения, включая "Бал-маскарад", "Силу судьбы", "Дон Карлоса", "Аиду", "Отелло" и "Фальстафа". "Симон Бокканегра" - опера во многом новаторская в творчестве Верди. После нее он напишет еще шесть вышеупомянутых своих самых масштабных полотен. В "Бокканегре" композитор словно делает остановку, чтобы осмыслить колоссальный опыт прошлого перед мощным рывком в будущее, а потому в ней слышны многие сюжетно-музыкальные мотивы и прошлых, и особенно будущих шедевров. Пролог оперы, в которой слушателей посвящают в роковую тайну, напрямую отсылает к "Трубадуру", и неслучайно: либретто в обоих случаях написано по пьесам испанского драматурга Антонио Гарсиа Гутьерреса. Так же, как и в "Трубадуре", слушателя с самого начала активно погружают в планы заговорщиков-плебеев, добавляя мрачную предысторию взаимоотношений генуэзских родов Фиеско и Гримальди. Только в отличие от вымышленных героев "Трубадура" здесь действуют исторические персонажи, главный среди которых - знаменитый генуэзец Симон Бокканегра, пожизненно избранный дожем, пока не был отравлен и не передал бразды правления молодому Габриэле Адорно. Обо всем этом можно узнать в опере. Но весь этот историзм, сопоставимый, скажем, с "Борисом Годуновым" Мусоргского, не мешает "Симону Бокканегре" оставаться оперой - жанром, повествующим о кипении страстей человеческих.
Исторический фон событий в Генуе XIV века, Верди благополучно использовал как великолепные декорации, усиливавшие личные драмы героев. Так же, как и сюжет "Трубадура", "Бокканегру" пересказать в двух словах невозможно, если в одном - это история правления Симона. Карты сбивает темная история единственного женского персонажа - Амелии Гримальди, оказывающейся дочерью плебея Бокканегры от Марии, дочери патриция Якопо Фиеско, за связь с которой последний до конца оперы мстит Симону. Она в том числе становится мотивом заговора Фиеско против Симона. В заговор вовлечен и ее возлюбленный Габриэле Адорно, подозревающий героиню в греховной связи с Симоном. И лишь когда Симон выпивает чашу с ядом, подсыпанным ближайшим его соратником, и Адорно, и Фиеско страшно раскаиваются.
Команда итальянских постановщиков, включавшая художника по костюмам Алессандро Лаи, известного по многочисленным работам в кино и художника по свету и видеодизайнера Паскуале Мари, сохранили историческую тональность в костюмах и элементах декораций. Но благодаря лаконичному современному оформлению сцены в конфликт вступают тяжелая стена-трансформер по центру, преграждающая путь к свободе, и видеоморе на заднике. Итальянофилы без труда угадают контуры Генуэзского залива, колыхание Лигурийского моря и силуэты окон маяка Лантерны - архитектурного символа Генуи. Главной визуальной идеей, разумеется, стало движение от давящего мрака к рассвету, пусть и доставшегося ценой жизни благороднейшего дожа.
Премьера в Мариинском (где несколько лет назад опера была представлена в концертном исполнении - в том числе с блистательным Томасом Хэмпсоном в партии Симона) стала настоящим художественным откровением. Для самой мужской оперы Верди, в которой лишь одна женская партия, в Мариинском сегодня есть отличная команда певцов. А для баритона Владислава Сулимского трактовка титульной роли стала триумфом. Он составил достойную оппозицию самому Фурланетто, который 35 лет поет партию Фиеско и феноменально звучит в ней. В партии злодея Альбиани отлично выступил баритон Роман Бурденко. А партию Адорно спел молодой тенор Александр Михайлов, бесстрашно с ней справившийся. Сопрано Виктория Ястребова в целом очень удачно, драматически наполненно спела партию Амелии, но ее голосу до обидного недоставало ровности. Оркестр звучал убедительно. Валерий Гергиев создал подлинную музыкальную драму о разрушительном яде мести, тягостном кресте власти и возвышающих небесах прощения и любви - по-философски мудро и архитектурно точно.